Концептуальная стадия проектирования делится на этапы: выявление противоречия, формулирование проблемы, определение цели
исследования, формирование критериев – см. Табл. 5.
У
читателя вполне естественно может возникнуть вопрос – а что означает
проектирование исследования? Что должно проектироваться? Отвечаем: проектируется система научного знания, которую намерен получить, построить
исследователь.
Как уже
говорилось выше, научно-исследовательский проект как цикл научной деятельности
включает в себя три основные фазы: фаза проектирования, технологическая фаза,
рефлексивная фаза. Соответственно этому процесс исследования мы
будем рассматривать в этой логической структуре, по этим трем фазам:
проектирование исследования; проведение исследования, включая оформление его
результатов; оценку и самооценку, рефлексию его результатов.
При проведении исследований изучение и обобщение
опыта (организационного,
производственного, технологического, медицинского, педагогического и т.д.)
применяется с различными целями: для определения существующего уровня
детальности предприятий, организаций, учреждений, функционирования
технологического процесса, выявления недостатков и узких мест в практике той
или иной сферы деятельности, изучения эффективности применения научных
рекомендаций, выявления новых образцов деятельности, рождающихся в творческом
поиске передовых руководителей, специалистов и целых коллективов.
Эмпирические методы-действия следует, прежде всего,
подразделить на два класса. Первый класс – это методы изучения объекта без его преобразования, когда
исследователь не вносит каких-либо изменений, преобразований в объект
исследования. Точнее говоря, не вносит существенных
изменений в объект – ведь, согласно принципу дополнительности (см. выше)
исследователь (наблюдатель) не может не менять объект. Назовем их методами
отслеживания объекта. К ним относятся: собственно метод отслеживания и его частные
проявления – обследование,
мониторинг, изучение и обобщение опыта.
В его
основе лежит заранее разработанный вопросник (анкета), а ответы респондентов (опрашиваемых) на все
позиции вопросника составляют искомую эмпирическую информацию.
Шкала– числовая
система, в которой отношения между различными свойствами изучаемых явлений,
процессов переведены в свойства того или иного множества, как правило –
множества чисел [183, 210].
Изучение литературы, документов и
результатов деятельности. Вопросы
работы с научной литературой будут рассмотрены ниже отдельно, поскольку это не
только метод исследования, но и обязательный процессуальный компонент любой
научной работы.
Предметное
моделированиеведется на
модели, воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические,
либо функциональные характеристики объекта моделирования – оригинала; в частном
случае – аналогового моделирования, когда поведение оригинала и модели описывается
едиными математическими соотношениями, например, едиными дифференциальными
уравнениями.