Научный
работник должен четко ограничивать рамки своей деятельности и определять цели
своей научной работы. В науке, так же как и в любой другой области профессиональной
деятельности, происходит естественное разделение труда. Научный работник не
может заниматься «наукой вообще», а должен вычленить четкое направление работы,
поставить конкретную цель и последовательно идти к ее достижению.
В
научной среде бытуют как бы два равнозначных понятия: «методология науки» и «методологиянаучногоисследования». По сути эти понятия являются синонимами:
дело в том, что научная деятельность, деятельность каждого исследователя (или
коллектива ученых) осуществляется по конкретным завершенным циклам –
исследованиям (научным проектам). Ученый проектирует очередное исследование,
осуществляет его, оценивает полученные результаты (рефлексирует). Завершив
очередной цикл, ученый приступает к следующему научному проекту – к следующему
исследованию.
Научное
исследование здесь рассматривается как элементарный цикл научной деятельности.
Но, один и тот же ученый может участвовать одновременно в нескольких научных
проектах (исследованиях), находящихся на разных стадиях их
осуществления. Кроме того, под научной деятельностью можно понимать не только
деятельность отдельного ученого, но и деятельность научных коллективов и
направлений, где параллельно осуществляются множество научных исследований,
быть может, на протяжении достаточно длительного времени (см. разделы 2.1 и 2.4).
Для
некоторых профессий существуют помимо общечеловеческих, общенациональных
этических норм еще и дополнительные профессиональные этические нормы:
педагогическая этика, медицинская этика (в т.ч. знаменитая клятва Гиппократа) и т.д. И, естественно, деятельность в таких
профессиях организуется в соответствии и с этими специфическими этическими
нормами.
Поскольку
любая человеческая деятельность осуществляется в обществе, естественно, она
основывается (точнее, должна всегда основываться) на моралии,
соответственно, организовывается в соответствии с нравственными нормами.
Эстетическая
деятельность(эстетические компоненты деятельности) присущи
в той или иной мере каждому человеку в любом виде деятельности. Ее специфика и
функции, если обозначить их в самом общем виде, заключаются в том, что она
является сферой свободного самовыражения субъекта в его отношении к миру. В
отличие от животного, писал К. Маркс, «человек умеет производить по меркам любого вида
и всюду он умеет прилагать к предмету присущую мерку; в силу этого человек строит
также и по законам красоты»
Семиотика–
наука, изучающая законы построения и функционирования знаковых систем.
Семиотика естественным образом является одним
из оснований методологии, поскольку человеческая деятельность,
человеческое общение делает необходимым выработку многочисленных систем знаков
с помощью которых люди могли бы передавать друг другу разнообразную информацию
и тем самым организовывать свою деятельность.
В Швейцарии корова спаслась бегством от терйлера, который должен был увезти ее в скотобойню, и укрылась в детской спальне. Ее уже подвели к трейлеру, когда она, почуяв неладное, бросилась к дому, вбежала в открытую дверь и прочно оккупировала детскую.
Алан Эванс и его жена Карен вернулись в Англию после двухнедельного отдыха в Гамбии (Западная Африка) и обнаружили у себя укусы личинок, которые быстро превратились в нарывы.