Математические
средствапознания. Развитие математических средств
познания оказывает все большее влияние на развитие современной науки, они
проникают и в гуманитарные, общественные науки.
В
ходе развития науки разрабатываются и совершенствуются средства познания: материальные, математические, логические,
языковые [43]. Кроме того, в последнее время к ним,
очевидно, необходимо добавить информационные средства как особый класс. Все
средства познания – это специально создаваемые средства. В этом смысле
материальные, информационные, математические, логические, языковые средства
познания обладают общим свойством: их конструируют, создают, разрабатывают, обосновывают
для тех или иных познавательных целей.
Средства
и методы являются важнейшими составляющими
компонентами логической структуры организации деятельности. Поэтому они
составляют крупный раздел методологии как учения об организации деятельности.
Принцип
дополнительности возник в результате новых открытий в физике также на рубеже
ХIХ и ХХ веков, когда выяснилось, что исследователь, изучая объект, вносит в
него, в том числе посредством применяемого прибора, определенные изменения.
Этот принцип был впервые сформулирован Н. Бором: воспроизведение целостности явления требует
применения в познании взаимоисключающих «дополнительных» классов понятий. В
физике, в частности, это означало, что получение экспериментальных данных об
одних физических величинахнеизменно
связано с изменением данных о других величинах, дополнительных к первым (узкое
– физическое – понимание принципа дополнительности). С помощью дополнительности
устанавливается эквивалентность между классами понятий, комплексно описывающими
противоречивые ситуации в различных сферах познания (общее понимание принципа
дополнительности).
Современная
наука руководствуется тремя основными принципами познания: принципом детерминизма, принципом соответствия и
принципом дополнительности. Принцип детерминизма имеет, можно сказать, многовековую
историю, хотя он претерпел на рубеже ХIХ–ХХ веков существенные изменения и
дополнения в своем толковании. Принципы соответствия и дополнительности были
сформулированы в период рубежа ХIХ и ХХ веков в связи с развитием новых
направлений в физике – теории относительности, квантовой механики и т.д., и, в
свою очередь, в числе других факторов обусловили перерастание классической
науки ХVIII–ХIХ веков в современную науку.
Отдельный
вопрос, который необходимо затронуть – вопрос о научной этике. Нормы научной
этики не сформулированы в виде каких-либо утвержденных кодексов, официальных
требований и т.д. Однако они существуют и могут рассматриваться в двух аспектах
– как внутренние (в сообществе ученых) этические нормы и как внешние – как
социальная ответственность ученых за свои действия и их последствия.
Плюрализм научного мнения. Поскольку любая научная работа является творческим процессом, то очень
важно, чтобы этот процесс не был «зарегламентирован». Естественно, научная
работа каждого исследовательского коллектива может и должна планироваться и
довольно строго. Но при этом каждый исследователь, если он достаточно грамотен,
имеет право на свою точку зрения, свое мнение, которые должны, безусловно,
уважаться.