Результат
теоретического исследования – теория, концепцияили
какие-либо теоретические построения – конструкции должны отвечать следующим принципам-критериям,
сформулированным в [146] для любых отраслей научного знания:
Когда
определена цель исследования, то есть когда становится ясным, какого рода
результаты могут быть получены в данном исследовании и какова их возможная структура,
исследователь начинает подбирать, определять (намечать) критерии оценки достоверности
будущих результатов. Критерий оценки – самый сложный и острый вопрос для любого
исследования – по каким критериям производится оценка инноваций или теорий.
На основе
объекта и предмета исследования определяется его цель. Цельисследования– это то, что в самом общем
(обобщенном) виде необходимо достичь по завершении исследования.
Качественный подходнаправлен на выявление
совокупности признаков, свойств, особенностей изучаемого явления, процесса,
определяющих его своеобразие и принадлежность самому себе, а также принадлежность
к классу однотипных с ним явлений, процессов. Количественный подходнаправлен на выявление характеристик
различных явлений, процессов по степени развития или интенсивности присущих им
свойств, выражаемых в величинах и числах.
Диалектический
принцип историзма предполагает единство логического и исторического способов
познания в процессе исследования развивающихся объектов. Логический способ
воспроизводит исследуемый объект в форме его теории, а исторический – в форме
его истории. Они, естественно, дополняют друг друга.
Содержательный подход, как нетрудно догадаться по его названию, требует обращения к
содержанию изучаемых явлений и процессов, выявления совокупности их элементов и
взаимодействий между ними, определяющих основной тип, характер этих явлений,
процессов; обращения к фактам, данным наблюдений, опыта и выведения из них
посредством абстракций, анализа, синтеза теоретических заключений.
Возможно и другое объяснение – «ослабление» наук происходит
по мере усложнения объекта исследования. С этой позиции можно сильные науки
назвать еще и «простыми», а слабые – «сложными» (по сложности объекта
исследования). Условно, граница между ними это – живые системы (биология).
Изучение отдельных систем организма (анатомия, физиология и т.п.) еще тяготеет
к сильным наукам (эмпирика подтверждается повторяемыми опытами и обосновывается
более «простыми» науками – биофизикой, биохимией и т.п.), поэтому на ее базе
возможны и формальные построения, как в физике и химии. Далее при изучении
живых систем опыты в классическом понимании (воспроизводимость и др.) становятся
все более затруднительными. А затем, при переходе к человеку и социальным
системам, и вовсе становятся практически невозможными.
Объект исследованияв гносеологии – теории познания – это то, что
противостоит познающему субъекту в его познавательной деятельности. То есть это
та окружающая действительность, с которой исследователь имеет дело.
Противоречие– см. Логический словарь-справочник
Н.И. Кондакова[101] – это «взаимодействие между взаимоисключающими, но
при этом взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями
внутри единого объекта и его состояний ...». Как известно, выявление
противоречий (научных) – это важнейший метод познания. Научные теории
развиваются в результате раскрытия и разрешения противоречий, обнаруживающихся
в предшествующих теориях или в практической деятельности людей.