Конец жизни Чехова был тесно переплетён с жизнью
Шаляпина. Эти два имени вызывали большой интерес, о них писали, говорили,
спорили, знакомств с ними искали. Им даже суждено было поселиться в одном доме.
Чехов так и указывал свой новый адрес: «Леонтьевский пер., д. Катык. Это там,
где живёт Шаляпин» (12 и 29 апреля 1904 г. А. И. Зальца, 27 апреля 1904 г. К.
Пятницкому) или так: «в Леонтьевском переулке (д. Катык, где живёт великий
Шаляпин)» (20 апреля 1904 г. В. М. Соболевскому).
Книга Б. В. Садырина «Вятский Шаляпин», изданная
десять лет назад администрацией Кировской области, достаточно полно и
увлекательно раскрывает тему общения певца с художниками, в том числе вятскими
по происхождению. Автор охватывает и осмысливает обширный материал, который
может служить основой в лекционной работе. Данное же сообщение касается его
самых близких русских художников абрамцевского кружка, чьи произведения имеются
в коллекции Вятского художественного музея имени братьев Васнецовых.
Дополнением к разделу о связях с вятскими художниками будут материалы,
подсказанные также текстом книги о Шаляпине.
За основу рассмотрения данной темы взяты годы с
1896 по 1917 – от времени первых ролей Шаляпина до периода его творческой
зрелости. Прежде чем взойти на Императорскую сцену, Шаляпин несколько лет
оттачивал мастерство своего дарования на провинциальной сцене. Увы, ему так и
не удалось порадовать великолепием своей игры и пения вятского зрителя. Но всё
же мы попытаемся перелистать историю назад и вспомнить, какой была жизнь
Вятского городского театра в так называемый «шаляпинский период», на рубеже
двух столетий.
Во второй половине XIX в. более 97%населения
губернии составляли крестьяне. Их было 2,9 млн. До реформ 60-х гг. они делились
на разряды: помещичьи, удельные и государственные крестьяне. Преобладали у нас
государственные – 85% от общего числа.
Летом 1901 г. Ф. И. Шаляпин ехал из
Казани в вятскую деревню Сырцово Вятского уезда (Шаляпинки тож) к своему тяжело
заболевшему отцу. Он плыл по Волге, Каме, Вятке до Медведской пристани в
Нолинском уезде Вятской губернии. Оттуда надо было ехать ещё сто вёрст, и
Шаляпин нанял извозчика. Вот как он вспоминал об этом эпизоде спустя полтора
десятилетия: «Когда я нанял лошадей, какой-то земляк, с досады, что не его
наняли, сказал характерным вятским говорком:
Хочу рассказать вам о том, как один из вятских
уроженцев, Павел Александрович Садырин, почти сто лет назад встречался с другим
вятчанином Фёдором Ивановичем Шаляпиным, а потом написал ему небольшое письмо,
но весьма интересное. И они, как мне видится сегодня, поняли друг друга. А
происходило это всё в Москве в 1908 г.
Значительная часть детства и юности Ф. И. Шаляпина
была связана с Суконной слободой. Не случайно так часто упоминает великий
артист эту часть Казани в своих воспоминаниях «Страницы из моей жизни» и «Маска
и душа». Именно здесь он «певал… часто с матушкой» 1, здесь впервые почувствовал тягу к
искусству, осознав, что «не только слова обыденные могут быть преображены в
поэзию, но и поступки наши, необходимые, повседневные, реальные поступки… могут
быть претворены в прекрасные действия. Но для этого в жизни, как в искусстве,
нужны творческая фантазия и художественная воля» 2.
Великий русский певец Ф. И. Шаляпин волею случая
родился в Казани, но его отец Иван Шаляпин, дед и все прадеды были вятскими
черносошными, то есть государственными крестьянами, испокон веков жившими в
Вожгальской волости Вятской губернии.
Екатерина, сестра Павла Ивановича, тоже пошла «по
театральной части». Прекрасная внешность, строгие черты лица. Это видно на
фотографиях артистки, которые мне показал Олег Ефимович.