– С Шаляпиным мой дед часто встречался в Петербурге, Москве.
У них был общий круг знакомых, общая среда, – говорит Олег Ефимович. – Шаляпин
очень любил Павла Ивановича, думаю, что эта любовь была взаимной. Но с годами
дед начал понимать, что перед ним не просто «Федька», сосед по Казани, а
гигант, великий артист с мировым именем. И, тем не менее, контакты сохранялись,
пока в 1922 г. Шаляпин не уехал из России, 15 лет жил в Париже.
Это был трудный период не только для певца, но и для деда тоже. В 1930-е
гг. деда неоднократно вызывали в «органы» по поводу Шаляпина, ведь они были
друзьями детства. Пытались послать П. И. Тункова во Францию, в Париж, чтобы он
уговорил Шаляпина вернуться в Россию. Дед решительно отказывался от этих
предложений, потому что полагал: «Шаляпин откажется возвращаться, я вернусь с
пустыми руками, и меня посадят». Но, к счастью, от деда со временем отстали, а
в семье ещё продолжал сохраняться страх. Ведь отказался сотрудничать с
«органами», а это бесследно тогда не проходило.
Федя Шаляпин учился у своего крестного сапожному
мастерству. Пробовал себя на этом поприще и его друг Пашка. Но ничего из этого
не вышло. Как и почему их, бедовых ребят из Казани, потянуло в артисты, сказать
трудно. Скорее всего, это – судьба. Шаляпин стал всемирно известным артистом.
Мало кому известными, но тоже артистами, стали Павел Тунков и его сестра
Екатерина Тункова.
– У Тонковых была большая семья, они жили в Казани
на той же самой улице, где проживали и Шаляпины, даже были соседями, – говорит
Олег Ефимович. – У Николая был брат Иван, мой прадед. А у Ивана были дети –
Павел и Екатерина – мои дедушка и бабушка. Они с детства дружили с Шаляпиным,
ходили в одну церковно-приходскую школу, вместе играли, вместе дрались. И
дрались тогда отчаянно.
Моя встреча с доктором исторических наук, автором многих
трудов по истории Китая, заведующим сектором отдела истории Востока Института
востоковедения РАН Олегом Ефимовичем Непомниным – чистая случайность. Но
благодаря ей открылась целая страница, до сих пор совершенно неизвестная, из
богатой биографии великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина.
Мы встретились на московской улице с прекрасным названием –
Рождественка, в самом центре Белокаменной.
В семье Шаляпина любили собак, у них был пёсик,
которого звали Ройка. Когда его не стало, то приобрели другую собачку, которую
также звали Ройка-2. Однажды Фёдор Иванович привёз из Англии маленького
чёрненького песика. Дася обрадовалась и сказала: «Назовем его «Виски»», – т. к.
он был какой-то шотландской породы.
Это – «гнёздышко Шаляпина», многие годы оно
привлекало к себе самых знаменитых и известных людей. Шестиэтажный кирпичный
дом расположен на улице д,Эйло, недалеко от площади Трокадеро. От неё, как
звезда, отходят лучами несколько улиц, одна из них – д,Эйло. Шаляпин уехал из
России 29 июня 1922 г. Вначале он остановился в Лондоне. Марина Фёдоровна,
рассказывая мне об этом периоде их жизни, вспоминала, что дом их находился на
улице Кенсингтон роуд, недалеко от Гайд парка, в который они ходили играть.
Более 20 лет я занимаюсь исследованием зарубежного
периода (1922–1938) жизни и творчества великого русского певца Фёдора Ивановича
Шаляпина. За эти годы как-то привык слышать обращение: «Фёдор Иванович».
Правда, были и исключения. В предместьях Рима, где меня принимала дочь певца
Марина Фёдоровна, звучало: «Мой папа». А в пригороде Стокгольма во время
встречи с внучкой артиста Наташей я слышал: «Мой дедушка».
В 1920–1930-е гг. великий русский певец Фёдор
Иванович Шаляпин любил выступать в скандинавских странах. Его привлекала
северная природа, спокойные, уверенные в себе люди, восторженный приём публики,
напоминавшие покинутую им Россию. И, видимо, неслучайно первые гастроли певца
после отъезда на запад прошли именно в Скандинавии. В 1922 г. Шаляпин выступил
с концертами в Швеции, Дании и Норвегии. В последующие годы певец неоднократно
посещал этот регион, куда его постоянно приглашали, где он всегда был желанным
гостем. Однако обобщающих работ, посвящённых скандинавским гастролям, которые
охватывают полтора десятилетия, до настоящего времени опубликовано не было.
В конце ХIХ – начале ХХ вв. всей Москве были
известны знаменитые «Бахрушинские субботы». Тогда в гостеприимном доме Алексея
Александровича Бахрушина на Лужнецкой улице (сейчас ул. Бахрушина) собирались
актёры, режиссёры, театральные деятели, любители театра.
Уникальность творческого облика Ф. И. Шаляпина – в
неразрывной связи его искусства с национально-народными истоками. Русская
народная певческая культура явилась основой становления великого певца. На всём
протяжении своего творческого пути он сохранял верность народной песне.