ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Суббота, 14.12.2019, 17:09

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6375]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ФОНОЛОГИИ И. А. БОДУНА ДЕ КУРТЕНЭ

    Об этой статье мне рассказал мой товарищ, которого заинтересовали http://www.kit-travel.ru/kuba.html, потому что он решил съездить туда и отдохнуть. Цены оказались приемлемыми и доступными, поэтому решено было ехать. Как показывают различные семиотические версии языка важное значение для обоснования знакового характера языковых единиц имеет анализ/синтез функционирования звуковой формы. Именно с отказом усматривать лингвистическую значимость формы связана распространенность представлений о производности знаков естественного языка и, в частности, предрассудка об условности звучания. И хотя констатация корпуса «семантически пустых» языковых единиц не лишена оснований (равно как и выделение «односторонних» уровней языковой системы), лингвистическая теория располагает убедительными свидетельствами неаксиоматичности утверждений о «чистой» формальности звуковых различий. В целостном виде «двусторонний», «знаковый» подход был впервые заявлен И.А.Бодуэном де Куртенэ, к фонологической концепции которого вновь и вновь обращаются разнообразные направления современного антропоцентризма и функционализма, доказывающие единство форм языковой категоризации, значимость как семантических, так и звуковых образов системы языка, ее «психологической реальности». Особое влияние И.А. Бодуэна де Куртенэ на современное языкознание заключается прежде всего в том, что на базе созданной им концепции функциональной фонологии сформировалось целое направление исследования языка, объединяющее теперь под эгидой изучения структуры слова в ее фонологическом освещении различные традиции проведения аналитических/синтетических принципов описания «фонологии морфем». Вместе с тем тот ориентир «двустороннего», формально-семантического исследования функциональной роли звуковых различий, который был обозначен Бодуэном, имеет исключительное значение для познания принципов морфонологической экспликации неодно- и одно-однозначной связи звука и смысла, поскольку устанавли-вает общую семиотическую актуальность и необходимость морфонологических экспонентов не только для структуры языка. Научную целесообразность языкознания И.А.Бодуэн де Куртенэ видел в реализации принципов психологического подхода к системе языка. Психологическая точка зрения рассматривается им в качестве главной исследовательской стратегии, «… играющей руководящую роль при определении всех языковых элементов и их сочетаний» [2: 142]. Эпитет "психологический”- один из самых употребительных экземплификаторов, характеризующих стиль мышления И.А.Бодуэна де Куртенэ; он воспринимается в качестве програмного, ключевого концепта в исследовании диалектики внешнего и внутреннего, внутренней формы языка "одновременно” со звуком. Именно данное определение позволяет сформулировать понимание языка как явления "насквозь, однородно психично-общественного” [1: 200]; внешней формы как "как отражения внутреннего движения”[1: 116]; звуковых законов как "чистой бессмыс-лицы”, "временного заместителя скрывающихся за ними психологичиских законов” [1: 169]. "Во всех частях и частицах языка, - пишет Бодуэн,- как бы много физического мы в нем ни находили, пульсирует и может пульсировать лишь чисто психологическая жизнь” [1: 260]. Психологизм концепции позволяет подойти к определению языка как самоорганизующейся системы, в которой все элементы, отражающие те или иные стороны "языковой жизни”, "тесно связаны и взаимодействуют друг с дугом” [2: 163]. Как особая система самоорганизации, язык обладает психической логикой функционирования – его элементы существуют в человеческом языке в виде представлений, включая "психические элементы” не только семантической стороны языка, но и морфологической и произносительно-слуховой, или фонетической, "эти представления ассоциируются друг с другом, группируются в некоторые постоянные и вместе с тем подвижные системы, взаимно вызывают и обу-словливают друг друга” [2: 164]. Возможность реализации психологических принципов исследования, безусловно, предопределена антропоцентрическими воззрениями И.А.Бодуэна де Куртенэ на языкознание, "реальной величиной которого выступает «не язык» в отвлечении от человека, а только человек как носитель языкового мышления” [2: 182]. Это, в свою очередь, позволило построить такую модель языковой системы, которая отражает структуру языковых способностей человека в системе взаимообусловленных представлений. Кроме того, установление единиц языка в их взаимной обусловленности связано с еще одной когнитивной линией научного метода И.А.Бодуэна де Куртенэ – функционализмом осознания системы в свете связывающих ее элементы отношений; и следование этой линии в антропоцентрически ориентированной концепции языка не могло не привести к созданию учения функциональной фонологии, праобраза современных морфонологий - учения, доказывающего «психологическую реальность», лингвистическую значимость звуковых изменений. По мысли Бодуэна, "… в языке сочетаются в неразрывной связи два элемента: физический и психический” [1: 61], поэтому форма языка опреде-ляется "… через соединение этих двух моментов внутреннего отношения к психическому материалу и способа образования слов…”[1: 116]. При этом "каждый язык может рассматриваться с точки зрения связи своего психологического содержания с психологическими субститутами звуков, т.е. со звуковыми образами”[1: 133]. Следовательно: "Собственно языковое – это способ, каким звуковая сторона связана с психологическим содержанием”[1: 133]. Актуальность представлений о языковых элементах для познания системы заключается в том, что психологический подход распространяется на все проявления языкового устройства, главный принцип которого – их ассоциативные связи. Выявление логики этих связей предопределило функционализм подхода к языку в целом и в первую очередь к феномену звуковой формы, рассматривающемуся в системе психических элементов языка. «Каждый из психических элементов произносительной стороны языка ассоциируется или с морфологическими представлениями языка, или с семантическими, семасиологическими представлениями» [2: 164], обусловливающими использование фонетических представлений. При этом ведущим принципом языковедческого освещения процессов морфологизации и семасиологизации фонетических представлений служит положение об их антропологичности, поскольку "… различные индивиды характеризуются разной степенью интенсивности морфологизации и семасиологизации произносительных элементов” [2: 200]. С данным положением связано своеобразие предложенной Бодуэном концепции изучения психических (морфологических и семасиологических) составных частей морфем, "двусторонний” анализ которых обусловливает связь фонологии с морфологией и семантикой. Исследование функционирования звуковой стороны языка в аспекте представления структуры слова и семантики всецело подчиненно категориям языковой личности и языкового мышления. "Психическим субстратом или реальным носителем как альтернаций (чередований), так и корреспондеций (разноязычных соответствий) может быть в каждом отдельном случае только одна человеческая голова. Прежде всего таковою является голова каждого исследователя, сопоставляющего и сравнивающего как факты одного однородного языкового мышления, так и соответствующие друг другу факты в разных языковых мышлениях” [2: 275-276]; "… носителем не только альтернаций, но и корреспонденций может быть, с объективной точки зрения, каждая человеческая голова, насыщенная различным языковым мышлением” [2: 276]. Именно это позволяет оценивать представления звуковой формы в качестве значимой характеристики языкового мышления, характеризую-щегося через типичные для него черты морфологизации и семасиологизации фонетических представлений, взаимовлияния звуков и значений. Антропоцентризм функциональной фонологии проявляется и в особом понимании значимости единиц языка, устанавливаемой в соответствии с логикой их системных связей как необходимых условий функционирования. Так, фонемы "становятся языковыми ценностями и могут быть рассматриваемы лингвистически только тогда, когда входят в состав всесторонне живых языковых элементов, каковыми являются морфемы, ассоциируемые как с семасиологическими, так и с морфологическими представлениями”[2: 276]. Именно возможность одного элемента быть мотивированным другим характеризует процессы языкового функционирования, устанавливает психические основы использования звуковой формы и семантики в их неразрывном единстве. Таким образом, И.А. Бодуэн де Куртенэ задолго до современных концепций «естественной фонологии» показал существенность «двустороннего», формально-семантического представления «взаимопроникновения» звучания и значения как в системно-структурном описании языковой формы, так и в антропоцентрическом рассмотрении «психических элементов» функциональной фонологии. Семиотическое взаимовлияние звуков и значений, установленное Бодуэном на уровне альтернаций, обосновывает ведущий принцип знака – «симметрию», «гармонию между формой и содержанием» [1: 226], - ставший программным в современном доказательстве "непроизвольности”, мотивированности знаков естественного языка и всех аспектов и уровней языковой системы, взаимоорганизующих друг друга и потому исключающих "чистую” формальность или семантичность языковых категорий Литература 1. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1. – М., 1963. 2. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. 2. – М., 1963.

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (22.03.2010)
    Просмотров: 2407 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Английские традиции: седьмое поколение н...
    Великобритания: НЛО как школьное пособие
    Курашвили Е.И. Английский язык для студе...

    Ex. 12. Comment on the nouns in bold ty... 
    Новшества в ЕГЭ 2009 
    Отсутствие артикля 

    Рекомендованная литература для обучения ...
    Контрольные по английскому языку №2
    История английского языка

    ChandlerThe_Long_Goodbye 
    The Twins (by Henry Sambrooke Leigh ) 
    Корпоративно-ремесленная культура. 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2019
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта