ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Воскресенье, 17.11.2019, 16:29

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6375]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    Диахронический аспект в исследовании пунктуации

    Эту статью мне посоветовал мой приятель, который знает, что http://www.akdkam.ru/ очень низкая, а смотрится он великолепно, особенно в больших домах. История становления и эволюции пунктуации как одного из средств письменной речи и явления, универсального для языков с буквенной системой письма, не раз оказывалась в центре внимания отечественных и зарубежных ученых, в числе которых – Н. С. Валгина, В. А. Истрин, Б. И. Осипов,
    Ж. Дрийон, А. Дюга, Н. Каташ, Ж. Попен и другие. Ярко выраженную диахроническую направленность имела состоявшаяся в 1978 г. в Париже Первая Международная лингвистическая конференция, посвященная вопросам изучения европейской пунктуации: многие из представленных докладов сообщали результаты исследований употребления знаков препинания в речи той или иной эпохи, раскрывали закономерности эволюции пунктуационной системы в связи с общими закономерностями развития письма. В. А. Истрин, исследуя первые буквенные системы письма – финикийскую, греческую, латинскую – обращает внимание на черточки и точки, обозначающие границы слов (Истрин, 1980). Согласно Ж. Дрийону, первые факты употребления собственно знаков препинания и возникновение самого термина ‘пунктуация’ относятся к периоду жизни Аристофана Византийского (257 – 180 гг. до н.э.), предложившего использование трех пунктуационных знаков: точка вверху строки для обозначения «законченного смысла», соответствующая современному абзацу; точка в середине строки как «знак небольшой недосказанности», соответствующая современной точке; точка внизу строки, соответствующая точке с запятой в пунктуационных системах современных языков [Drillon 1991]. Поскольку последователи А. Византийского не были многочисленны, официально временем возникновения пунктуации считается значительно более поздний период – VIII в. н.э. Во французской письменной речи начало регулярного использования точек, обозначающих большие и малые паузы, было тесно связано с развитием ораторского искусства, с появлением в средневековом обществе потребности в средствах фиксации на письме интонационных особенностей устного прочтения религиозных текстов. Таким образом, возникнув из объективно сложившейся необходимости, пунктуация как система условных обозначений на письме тех качеств речи, которые не могут быть выражены только словами и их расположением относительно друг друга, стала развиваться и совершенствоваться, преследуя цель все более емкого и точного выражения смысла пишущим [Валгина 1979]. Помимо точки, в западноевропейском письме каролингского периода (VIII – XI в.в.) появляются и другие неалфавитные знаки, но разные писцы применяют их в различных функциях [Истрин 1961]. Постепенно становится общеупотребительным пробел – исторически первая метаграфема, использование которой стало нормативным в речи многих европейских языков. Кроме того, начиная с X в., в европейских летописях довольно часто встречаются точка, запятая и двоеточие, игравшие не столько грамматическую или интонационную, сколько формально-эстетическую роль [Веденина 1980]. Интересен тот факт, что в русской речи членение текста на слова посредством пробела приживается лишь в XVI в. При этом употребление пробела основывалось на лексико-синтаксическом принципе: разделялись лишь синтаксически самостоятельные, то есть знаменательные слова, а также сочетания знаменательных слов со служебными. Лексико-морфологическое словоделение (раздельное написание всех слов) внедряется в русское письмо в XVII – XVIII в.в. [Осипов 1988]. Необходимость в унификации и систематизации всех правил пунктуационного оформления текста возникает в результате изобретения и распространения книгопечатания – события, которое Ж. Дрийон называет второй революцией в истории пунктуации после изобретения пробела [Drillon 1991: 14]. В конце XV в. венецианским книгопечатником
    А. Мануцием была разработана первая система правил расстановки знаков препинания, которую можно считать прародительницей современной французской пунктуации. Набор пунктуационных знаков, используемый современными носителями французского языка, окончательно сформировался к середине XVI в. благодаря деятельности издателя Доле и Ф. Рабле [Веденина 1980]. В русском языке становление пунктуации произошло в результате заимствований из Византии, а позднее – также из системы письменных средств немецкого языка. Наиболее древним пунктуационным знаком славянского письма была точка. Широко использовались сочетания точек – по две, по три, по четыре; иногда вместо точек ставился крест. Точки могли обозначать границы между словами, либо фиксировали паузы в устной речи. Вместо точек иногда ставился крест. Такие знаки, как кавычки, многоточие, двоеточие и тире, вошли в пунктуационную систему русского языка лишь к концу XVIII в. (двоеточие и тире были введены писателем Н. Карамзиным) [Истрин 1961]. Разрабатывая периодизацию эволюции пунктуационной системы русского языка, Б. И. Осипов отмечает произошедший в XVIII в., в связи с заимствованиями из немецкого языка, переход от коммуникативно-синтаксического принципа, лежавшего в основе русской средневековой пунктуации, к принципу конструктивно-синтаксическому, или формально-грамматическому. С тех пор постановка знаков препинания в речи на русском языке определяется не столько компонентами актуального членения предложения, сколько составом членов предложения, их морфологическим выражением [Осипов 1988]. Пунктуация представляет собой функционально адаптивную систему, чутко реагирующую на изменения условий функционирования языка и на динамические процессы в общественном сознании. Как пунктуация в целом, так и отдельные знаки препинания исторически изменяемы – и в количественном (увеличивается количество пунктуационных средств), и в качественном смыслах (изменяются значения знаков). В частности, такие знаки, как двоеточие и точка с запятой, использовались значительно чаще в XIX в., чем в современной российской печати. Так, двоеточие нередко встречалось по несколько раз в рамках одного предложения. Пример обильного использования названных знаков препинания дают стихи М. Лермонтова, ставившего точку с запятой после обращения, при обосновании утверждения, а двоеточие – перед союзом но и при противопоставлении, то есть в случаях, когда современные пунктуационные правила рекомендуют постановку тире. С высокой частотностью использовались сочетания тире с другими знаками препинания, особенно с препозитивными точкой или двоеточием [Валгина 1979]. В целом, оценивая значение диахронического подхода в исследовании пунктуации, необходимо отметить, что сведения из истории языков способны объяснить многие закономерности организации и функционирования современных метаграфических систем, давая возможность более глубокого понимания сущностных особенностей данного средства письменной речи.

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (13.04.2010)
    Просмотров: 2332 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    АНГЛИЙСКАЯ РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА: ЧАСТИ ТЕ...
    Праздник к нам приходит!
    Объявляем набор журналистов в электронны...

    Нью-Йорк 
    Jerome К. Jerome 
    Рождество. 

    Знаменитые цитаты на английском языке
    Рекомендованная литература для обучения ...
    Французский язык

    Акуленко В.В. О "ложных друзьях пер... 
    WHAT IS BEHIND THE WELL-KNOWN PHRASE &qu... 
    Тренажер перевода слов WTT 1.15 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2019
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта