Эту статью мне посоветовала моя подруга, которая недавно установила http://www.yaguar-m.ru/, и ей очень нравится их качество, надежность и звукоизоляция. Самостоятельная работа является важнейшей формой обучения, в особенности в высшей школе, обязательным компонентом учебной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов. Успешное обучение немыслимо без интенсивной самостоятельной работы. Ее эффективность в значительной степени определяет качество профессиональной подготовки. Только в том случае, когда активная работа самого учащегося наблюдается и в классе в присутствии преподавателя, и внеаудиторно при самостоятельной подготовке, можно считать, что обучение хорошо организовано и эффективно, так как познавательная деятельность учащихся в процессе выполнения самостоятельной работы характеризуется высоким уровнем активности и самостоятельности и является одной из форм приобщения субъекта к творческой деятельности. Под самостоятельной работой понимается вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебные материалы, предусматривающий, прежде всего, индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения. Основными признаками данного вида деятельности являются сознательность и целенаправленность, творческая мыслительная активность, самодеятельность учащихся [Есипов 1991]. Достижение основной цели образования – формирование ключевых компетенций – невозможно без самостоятельной работы, которая приносит пользу не только самим учащимся, но и определенным образом влияет на улучшение процесса обучения. Роль самостоятельной работы, которая заключается в воспитании навыков эффективной индивидуальной деятельности, исследовательских навыков, развитии познавательного интереса к изучаемой дисциплине, формировании самостоятельности мышления, развитии умений ориентироваться в потоке информации, использовать новые информационные технологии и т.д., несомненно, велика. Виды самостоятельной работы классифицируются на основании ряда признаков: по месту выполнения, в зависимости от дидактической цели, согласно этапам развития познавательного процесса, основываясь на источнике знаний, по характеру и способу выполнения и т.д. Все классификации приближены к общему разделению видов самостоятельной деятельности учащихся на выполнение заданий по образцу (воспроизводящий тип), реконструктивно-вариативный тип заданий, частично-поисковые или эвристические задания и творческие, исследовательские задания, несомненно, с допущением в эту общую схему некоторых авторских трактовок. Рассмотренные классификации имеют, на наш взгляд, определенную ценность, поскольку показывают многообразие способов включения самостоятельной работы в учебную деятельность учащихся. Получившая распространение в последнее время компьютеризированная форма самостоятельной работы характеризуется как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом (обучающимся) в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность, реализуемая с использованием компьютерной обучающей программы на основе опосредованного управления со стороны преподавателя. Такой вид самостоятельной работы может осуществляться через использование таких средств мультимедиа, как обучающие компьютерные программы, Интернет-технологии, виртуальные лаборатории, электронные энциклопедии и словари, электронные учебники и электронные учебные пособия [Цатурова 2004]. Преимущества использования электронного учебного пособия как средства организации самостоятельной работы в условиях развивающихся компьютерных технологий очевидны и первостепенны, поскольку оно несет в себе огромный мотивационный потенциал, обеспечивает интерактивность и конфиденциальность обучения, соответствует принципам индивидуального обучения. Использование таких средств в процессе обучения студентов позволяет повысить эффективность самостоятельной работы в овладении определенными дисциплинами, предусмотренными учебной программой. Технология организации самостоятельной работы с электронным учебным пособием складывается следующим образом: 1. Мотивационный компонент и целеполагание § Сначала предлагается представить пособие студентам, продемонстрировав его преимущества в сравнении с традиционным печатным изданием и его технические и интеллектуальные возможности. Представление пособия в выгодном свете поможет создать у учащихся потребность в усвоении определенного материала, обеспечить эффективность самообучения за счет стимулирования познавательного интереса. § Также на данном этапе преподавателю рекомендуется провести инструктаж по эксплуатации учебного пособия с наглядным показом особенностей работы программы. § При определении последовательности самостоятельной работы необходимо сформулировать ее цели и задачи. При этом важно, что прозрачность цели, достижению которой способствует осуществляемая деятельность, обеспечивает более высокий уровень мотивации. § Кроме того, требуется установить временные рамки изучения информации, что, прежде всего, связано с относительной доступностью материалов пособия и необходимостью учитывать график работы компьютерного класса при аудиторной работе с пособием (хотя темп работы в этих рамках студенты могут выбрать индивидуально); регламентировать последовательность изучения материала и выполнения проверочных упражнений. В качестве варианта преподаватель может предложить студентам сформулировать цели и задачи самостоятельно. Таким образом, первый этап является подготовительным, и его основная функция заключается в обеспечении готовности студентов к изучению нового материала, а также к восстановлению опорных знаний, к овладению способами и приемами самостоятельной работы. 1. Выбор средств и способов работы § Студенту предоставляется возможность выбора вида самостоятельной работы. Он может выполнять ее либо в компьютерном классе (аудиторно), либо дома при наличии необходимых медийных средств. Кроме того, студенты могут работать фронтально, выполняя одно и то же задание; в группах или парах при индивидуальном задании преподавателя и индивидуально, когда задания предоставляются студентам с учетом их индивидуальных особенностей, склонностей и способностей. § Выбор средств работы определяется поставленными целями и задачами и может варьироваться (многократное прочтение материала, дополнение самоконтроля взаимоконтролем в одном случае и однократное прочтение и лишь соотнесение информации, содержащейся в пособии, с уже имеющимися знаниями на более позднем этапе изучения дисциплины и т.д.). 2. Ознакомление с учебным материалом и формирование знаний (как средство получения и закрепления знаний) § Решая поставленные задачи, студенты работают с различными источниками пособия: гипертекстом, глоссарием. § На этом этапе самостоятельная работа носит репродуктивный характер – здесь студентам предлагается самостоятельное прочтение материалов учебного пособия, а также знакомство с дополнительной и справочной литературой, поскольку не стоит забывать, что данное пособие не является единственным источником знаний, и студенты могут пользоваться рекомендованными печатными изданиями (пособие содержит список рекомендованной литературы). § При первоначальном предъявлении рекомендуется следовать логике построения пособия – последовательности, предложенной в навигационном меню. Однако внутри разделов, в которые могут быть объединены модули, возможны вариации в порядке изучения тем. Студентам предлагается прочитать каждый из предложенных в подразделе текстов; овладеть ключевыми терминами и понятиями по теме, то есть усвоить не только их значение, но и контекст использования. 3. Обобщение и систематизация изученного материала, формирование знаний и умений (как способ формирования и закрепления умений) § Данный этап предполагает обобщение изученного материала после ознакомления с ним, когда студенты систематизируют свои знания с помощью само- и взаимоконтроля при выполнении упражнений, завершающих каждый модуль (ошибки следует устранить и выполнить упражнение повторно). § Так, переход к упражнениям осуществляется по мере самостоятельного освоения теоретического материала. Данные упражнения позволят оценить, насколько хорошо обучающиеся усвоили содержимое модуля. Задания для самопроверки разделены по блокам тем, что делает выполнение упражнений легкодоступным и быстрым. Результат выполнения заданий оценивается в процентах. Неудачные попытки приводят к снижению оценки. Возможно повторное выполнение упражнения без учета предыдущего результата, что повышает мотивацию и не приводит к снижению самооценки учащихся благодаря конфиденциальности данного вида работы. 4. Конструирование личностного образовательного продукта, т.е. получение результата/продукта деятельности § Самостоятельная работа студентов на пятом этапе может носить как репродуктивно-продуктивный, так и продуктивный характер, так что студент выполняет два вида самостоятельной работы: –познавательно-поисковую, когда можно предложить студентам подготовить сообщение, доклад, выступление на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по учебной проблеме, написание контрольной, реферата, курсовой работы и т.д.; –творческую, которая предполагает написание научных статей, участие в научно-исследовательской работе, подготовку дипломной работы, решение проблемных методических задач, выполнение специальных творческих заданий, проектов, проектирование собственных фрагментов урока и др. Такой вид продуктивной самостоятельной работы, как создание проектов по темам, обозначенным учебным пособием в рамках изучаемой дисциплины, не только преследует практические и образовательные цели, но и обладает воспитательным потенциалом. Проекты могут представлять собой презентацию в программе Microsoft Power Point и подразделяться на следующие виды: конструктивно-практические (например, собственная разработка фрагмента урока, серии упражнений), информационные и исследовательские (проведение исследования в каком-либо методическом аспекте), издательские проекты (например, «книжка-малышка», содержащая советы будущим преподавателям), сценарные проекты, а также творческие работы (свободное сочинение по проблеме, например, о лучших способах снятия трудностей при аудировании), игровые (ролевые) проекты и др. 5. Самооценка результата/продукта деятельности § Вышеописанные этапы, несомненно, предполагают руководство со стороны преподавателя, однако его основной задачей является не столько контроль, сколько организация рефлексии студентов, определения того, что им удалось усвоить и применить, и того, что требует доработки, а также поиск причин в случае получения не совсем удачных результатов. § Студенты могут участвовать в оценивании работы друг друга и собственной работы, выставлять свою отметку на основе определенных принципов (грамотность, содержательность, информативность и т.д.), а также давать рекомендации, как избежать повторных ошибок в будущем. 6. Необходимый контроль и коррекция деятельности. § После окончания изучения курса студенты проверяют свои знания с помощью итоговых вопросов и заданий. В данном случае преподаватель контролирует деятельность студентов и по необходимости проводит диагностику результатов самостоятельного изучения материала. § При коррекции результатов рекомендуется участие педагога, так как ни одна программа не сможет учесть индивидуальные особенности учащегося и их влияние на процесс обучения. В любом случае не стоит забывать, что важен не только итоговый контроль, но и постоянный мониторинг промежуточных результатов. В функции преподавателя в данном случае необходимо включить некоторое вмешательство в деятельность студентов, которые при неправильном выполнении упражнений могут быть протестированы несколько раз. Итак, грамотно организованное руководство со стороны учителя играет немаловажную роль, поэтому задачи преподавателя при организации самостоятельной работы с пособием должны состоять из нескольких этапов: - организовать учебный процесс таким образом, чтобы основной объем работы приходился на самостоятельную интеллектуальную деятельность студента при изучении учебного материала, учитывая при этом особенности каждого обучающегося в отдельности; - спланировать мотивационное поле каждого занятия так, чтобы учащиеся были заинтересованы в работе с данным электронным пособием; - организовать само- или взаимоконтроль уровня полученных знаний в результате самостоятельного изучения материала. Можно предположить, что рекомендованная примерная схема самостоятельной работы студента призвана обеспечить формирование его самостоятельности, осуществление контроля, определение требований к результатам деятельности, создание внешних и внутренних условий самостоятельной работы, учет индивидуальных особенностей каждого студента, возможность планирования и коррекции действий на основе контроля, само- и взаимоконтроля и анализа информации и результативности деятельности студентов.
|