КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В ДИСКУРСЕ «ВОСЬМИДНЕВНОЙ ВОЙНЫ»
Об этой статье мне рассказал мой приятель, которого очень выручила продажа качественных сплит-систем в Москве в компании «ТехАвеню». Компания предлагает широкий выбор климатического оборудования разных производителей по выгодным ценам. Какой бы вид кондиционера вам ни понадобился, здесь точно сможете его найти и приобрести. Объектом нашего анализа являются коммуникативные стратегии и
тактики газетной коммуникации, широко применявшиеся в отражении событий,
посвященных теме грузино-югоосетинского конфликта, или, иначе, теме
«восьмидневной войны» (август 2008 г.). Основные вопросы исследования таковы:
изменилось ли речевое воплощение войны в ситуации военного конфликта с
дружественной и даже родственной (как минимум, по православной вере) страной
и, если изменилось, то какие стратегии и тактики оказались в русской газетной
коммуникации предпочтенными? Появились ли новые, ранее не описанные в
лингвистической литературе стратегии и тактики?
Изучение материалов центральных и местных (пермских) газет,
показало, что в дискурсе «восьмидневной войны» были реализованы не только
известные, но и совершенно новые стратегии и тактики, не применявшиеся ранее в
газетах при отражении проблемы «Россия в состоянии войны».
Сегодня существует множество трактовок понятия коммуникативная стратегия, однако
важнейшим свойством этого понятия является то, что оно относится к когнитивной
сфере коммуникации и является той главной задачей, которая реализуется в
речевом процессе. Исследователи выделяют основные
и вспомогательные стратегии. К
основным относятся стратегии, имеющие наибольшее значение с точки зрения
мотивов и целей в конкретной коммуникативной ситуации, например, такие, как
дискредитация, обвинение, оправдание, героизация и др. Вспомогательныеже стратегии способствуют эффективной
организации диалога автора с адресатом, наиболее оптимальному воздействию на
него, например, стратегия самопрезентации, статусные и ролевые стратегии,
эмоционально настраивающие стратегии и др. (более подробно см. в работах
А.Б. Бушуева, О.П. Малышевой, Т.А. ван Дейка, О.С. Иссерс и
др.).
Коммуникативная стратегия реализуется в речевой ткани
посредством различных тактик и ходов. При этом понятие речеваятактика соотносится с выбором определенного речевого действия в
рамках реализации той или иной тактики (например «игра
на понижение» как реализация тактики оскорбления, обвинения, издевки). Под речевымходом обычно подразумевается конкретное речевое воплощение
выбранной тактики и – отсюда – общей коммуникативной стратегии. Речевой ход –
это выбор говорящим особых языковых средств, продуманных с точки зрения
их семантических, стилистических и прагматических оттенков значения. Иными
словами, любая стратегия «дирижирует» содержанием и речевой формой высказывания.
Всякая речевая стратегия есть результат выбора определенного
(задуманного журналистом) речевого
воздействия, посредством которого пишущий стремится регулировать деятельность
адресата, корректировать или изменять его ценности, убеждения. В дискурсе восьмидневной
войны воздействующий потенциал коммуникативной стратегии оказался центральной
точкой всей коммуникации, ее пульсирующим нервом, смыслом речепроизводства
вообще, поскольку по поводу грузино-российского конфликта развернулась
жестокая информационная война со всеми вытекающими отсюда последствиями. Жесткость
и непримиримость противоборствующих в этой идеологической войне позиций
определила круг и специфику основных и вспомогательных стратегий, а также
специфику тактик, направленных на реализацию этих стратегий.
В исследованном материале нами было выявлено 7 стратегий
(из них 3 основные), 28 тактик и 57 коммуникативных ходов. Среди стратегий
такие, как: основные – дискредитация Грузии, создание положительного образа России,
создание образа пострадавшей страны (Южная Осетия); вспомогательные – создание
положительного образа Южной Осетии, стратегия поддержки Южной Осетии,
стратегия поддержки Грузии (со стороны некоторых западных держав и США),
стратегия поиска выхода из военного конфликта. Новыми, не описанными ранее
стратегиями, на наш взгляд, являются: создание положительного образа
пострадавшей страны (Южная Осетия), поддержка Южной Осетии, стратегия поддержка
Грузии в «восьмидневной войне», стратегия поиска выхода из военного конфликта.
Локальные задачи данных стратегий были решены посредством
следующих новых, не исследованных
ранее тактик: описание жестокости грузинской армии; описание трусости Грузии;
оправдание применения Россией военной силы; цитирование высказываний о
грузино-осетинском конфликте членов Правительства РФ и представителей военных
сил РФ; описание разрушений, жертв в Южной Осетии; вера осетинцев в Россию;
описание оживающего города Цхинвал; описание положительных действий властей и
военных Южной Осетии; создание положительного образа простых осетинцев;
описание положительных действий различных государств и городов, поддерживающих
Южную Осетию.
В
августе-сентябре 2008 г. в средствах СМИ широко
употреблялись и другие тактики, не относящиеся к новым в силу своей универсальности
(отсутствия ситуативной маркированности). Это, например, такие тактики, как:
описание «нечестных» действий Грузии; подтверждение негативного отношения
Грузии к России; создание негативного образа М.Саакашвили; описание достойного
поведения России и др., которые широко реализуются в дискурсах, посвященных
разным другим темам и проблемам.