ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Четверг, 03.07.2025, 07:37

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6374]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    Личность педагога и его роль в организации инновационных процессов в системе образования

    Об этой статье мне рассказал мой приятель, который узнал про http://casio.ms/, и он очень помогает ему в работе, поскольку помогает обрабатывать данные. Терминалы casio давно зарекомендовали себя на рынке. Проводя анализ научно-методической литературы по проблемам инноватики в образовании мы отметили, что большое количество работ посвящено роли и личности педагога в организации инновационных процессов. Это не случайно. Педагог – одна из ключевых фигур процесса обучения (их всего две, другая ключевая фигура – учащийся, остальные составляющие – это либо система управления, либо система обеспечения). Поэтому особенно важно понять, каждый ли педагог способен вести инновационную работу, какими качествами он должен обладать для успешной организации инновационной деятельности. С позиций педагогической инноватики (В. П. Беспалько, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, Л.С. Подымова, М.М. Поташник, В.А. Сластёнин и др.) педагогическая деятельность трактуется как личностная категория, созидательный процесс и результат творческой деятельности. Переосмысление требований к учителю инновационной деятельности идёт в направлении, ориентированном на идеи гуманистической психологии. Педагог инновационной деятельности - это личность, у которой велико стремление к самоактуализации, способность к саморазвитию, сформированы знания и умения для осуществления творческой деятельности. В трудах современных ученых педагогов и психологов (И.А.Баева, А.С.Бакиров, Л. С. Выготский, В. А. Сластенин, Л. С. Подымова и др.) определены профессионально значимые качества учителя, такие как общая и профессиональная культура, педагогическая направленность, моральные качества, дидактические способности, волевые качества, экспрессивно-речевые способности, организаторские, коммуникативные и перцептивные способности, педагогическое воображение, суггестивные способности, распределение внимания и ряд других. Ключевым качеством педагога в аспекте его способности к инновациям является готовность к творческой деятельности. Сами понятия _«творчество» и «творческие способности» не имеют однозначного толкования в психолого-педагогической литературе. Творчество интерпретируется как креативная деятельность, как процесс, как отношение человека к миру, как особое состояние сознания. В отечественной психологии креативность рассматривается как «творческие возможности человека, как некоторое особое свойство (устойчивая особенность) человеческого индивидуума, обусловливающее способность проявлять социально значимую творческую активность [1]. Обобщив различные точки зрения, можно заключить, что творчество — это деятельность психологически ценная, духовно развивающая творящего субъекта, который имеет творческие способности, нешаблонное мышление, ряд мотивационно-смысловых и эмоционально-волевых личностных качеств, результатом которой является открытие новых оригинальных ценностей. Проблема роли творческого развития личности — далеко не новый предмет научных исследований. Она привлекала внимание мыслителей всех эпох развития мировой цивилизации, решалась с позиций различных отраслей научного знания. Исследования показывают, что главную роль в развитии способностей педагога играют его профессиональная деятельность и стремление к самосовершенствованию. Развитие способностей непосредственно связано с педагогическими умениями и навыками, которыми должен владеть каждый преподаватель. Главное здесь — комплекс организационно-педагогических условий образовательного учреждения. Разрабатывая идею жизнетворчества, Л.С. Выготский пришел к выводу, что творчество жизни в качестве предметности имеет не столько внешние результаты, сколько смысловые, реализованные, в том числе и во внешних, жизненных формах, овладение которыми обеспечивает непрерывность побуждения к творчеству, одухотворение процесса жизнедеятельности. Предметом творчества выступает прежде всего сам субъект деятельности, осуществляющий себя в целеполагании своей жизни[1]. Многоуровневая, суббординированная структура творческой личности включает такие составляющие, как: - мировоззрение, установки, мышление, воля, знания и т.д., имеющие определенный уровень развития и сформированности; - творческий потенциал; - определяющая степень творческой активности. Внутренний ресурс творчества выражается в творческом потенциале - многокомпонентном, полифункциональном качестве, реализуемом в результатах управления, проявляющихся в: - достижении нормативно обязательного уровня; - стабильном высококлассном руководстве (соответствие сформированному творческому потенциалу); - достижении высшего, исследовательского, инновационного уровня (использование всех творческих возможностей управления). Эмоциональная окраска бывает: пассивная, активная, вдохновенно-поисковая. Творческий потенциал как целостный феномен имеет структурные компоненты (проницательность, интуиция, настойчивость, склонность к анализу, быстрое формирование многоаспектных ассоциативных информационных мотивов и т.д.) и функциональные (реализация творческого потенциала, проявление интеллекта в динамике управленческой деятельности, эмоциональная окраска, волевая активность и т.д.). Исследования, проведенные Ананьевым Б.Г. и его учениками, показали, что проявление и развитие способностей, основывающихся на определенном уровне развития психофизиологических функций, находятся в зависимости от того, в какие периоды жизни происходит «наложение» профессионально востребованных психофизиологических функций и развивающихся в соответствии с потребностями общей жизнедеятельности. Можно сделать вывод, что двухфазность развития профессионально и жизненно востребованных функций представляет механизм, обеспечивающий общее и специальное развитие человека. На разных этапах профессиональной деятельности происходит неравномерное фронтальное и единичное развитие функций и всей совокупности связей. Социальная востребованность, обусловлена профессиональной деятельностью, сопряжена со структурой основных параметров креативности: беглостью, интуицией, визионерностью, гибкостью, оригинальностью, генерированием новых идей на основе обнаружения и постановки проблем, аналитико-синтетической способностью. По данным психогенетических исследований, креативность в большей степени, чем интеллект определяется влиянием среды. Как общая способность она не связана с обучаемостью, но интеллект служит ее предпосылкой. Доказана также зависимость формирования и актуализации креативности лишь в специально организованной среде. Подавление креативных свойств обусловлено стремлением социума к внутренней стабильности, чему не соответствует независимое поведение, сотворение единичного. Условиями развития профессиональной креативности - способности человека к творческой профессиональной деятельности, конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта — являются такие качества среды, как потенциальная многовариантность, неопределенность и незавершенность, наличие образов креативного поведения и др. Францева Е. Н. выдвинула предположение о том, что формирование инновационной готовности будущих учителей может быть успешно реализовано при следующих условиях: мотивация на преобразовательскую деятельность; четкое представление о структурных компонентах инновационной готовности; творческое преобразующее отношение к педагогической деятельности.; диалоговое обучение; потребность в самореализации, в преобразовании и воплощении в профессиональной деятельности своих намерений, различных новаций, при эмоциональной устойчивости и т. д.[4] Инновационная готовность учителя рассматривается ею как совокупность социально-культурных, профессионально-личностных и творческих характеристик учителя, выражающая готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность способностей и мотивов. Сюда также включается желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании. Индивидуально-творческий подход в инновационной деятельности учителя предполагает осознание педагогом себя как творческой индивидуальности, определения своих профессионально-личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки. Рассмотрение проблемы находится в плоскости использования профессионально-личностной и творческой характеристик .личности в качестве основных компонентов готовности будущего учителя к инновационной деятельности. Разрабатывая структуру инновационной деятельности учителя Сластенин В. А. и Подымова Л. С. [2] выделяли следующие структурные компоненты деятельности учителя: мотивационный, креативный, технологический и рефлексивный. «Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний» [там же]. В педагогической деятельности всегда существует открытая учителем или заимствованная идея, поэтому опыт должен быть осмыслен, обобщен в виде идеи или концепции. В этой связи учителю необходимо владеть научной рефлексией, которая позволяет соотносить ту или иную педагогическую систему со множеством практических задач, а затем, на основе осмысленного опыта сгенерировать свои собственные идеи и методики. В профессионально-личностный компоненте Францева Е. Н. включила следующие структурные компоненты: мотивационный (мотивы самоутверждения, личностной самореализации, профессиональные и др.), технологический (умение перерабатывать и интерпретировать образовательные проекты, проводить анализ собственных возможностей, формулировать цели, этапы и подходы к применению новшества, прогнозировать результаты инновационной деятельности, реализовывать инновационные действия и осуществлять контроль и коррекцию введения новшества и др.), рефлексивный (анализ значимости мотивов и их достижимость, анализ и оценка прогнозируемых результатов и последствий достижения целей, выбор актуальной цели); в творческий - способность к обнаружению и постановке проблем, генерированию большого числа идей, продуцированию разнообразных идей и др.. Шатух О. Н. к числу основных педагогических способностей относит следующие: экспрессивные, дидактические, перцептивные, научно-педагогические, авторитарные, коммуникативные, личностные, организаторские, конструктивные, мажорные, гностические, психомоторные и способности к распределению и концентрации внимания. [4]: Разрабатывая технологию применения средств ИКТ в учебном процессе Софронова Н. В. в деятельности учителя выделила гносеологический, деятельностный и психологический компоненты на трех уровнях: начальный, основной и перспективный . Перспективный уровень ориентирован на инновационную деятельность учителей. [5]: Солдатова А. А. определила комплекс требований к педагогу-инноватору. Среди них такие как [6]: - сформированность мотивационной сферы, стремление учителя к саморазвитию, самоактуализации в профессиональной деятельности; - становление качеств, характеризующих творческую личность (находчивость, стремление к открытиям, открытость, подчёркивание своего «я», терпимость и т.п.); - наличие опыта осуществления известных способов педагогической деятельности; - инновационный стиль мышления, определяемый становлением методологической культуры педагога; - развитие рефлексивных процессов. Творческое самовыражение подробно изучено в работе Солдатовой А. А. По ее мнению, учителя инновационной деятельности это - совокупность внешних проявлений личности, в которых раскрывается внутреннее «я» личности (мироощущение, мировоззрение, личностные особенности), направленных на изменение составляющих существующей системы образования [там же]. Акт творческого самовыражения - это действие, совершаемое по логике индивидуального опыта, обусловленной особенностями конкретной личности, с учётом задаваемых извне требований. Опираясь на идеи гуманистического подхода, мы полагаем возможным определить творческое самовыражение как важную потребность полноценного развития личности. Это заключается в следующем. Во-первых, творческое самовыражение свойственно людям от природы, потерявшие (а таковых большинство) данную способность, могут приобрести её вновь. Во-вторых, наиболее полноценным существованием человека можно считать такое, при котором внешние и внутренние детерминанты сплетены воедино. А самовыражение это - презентация внутреннего мира личности во внешнем мире, что предполагает единение таковых. В-третьих, аутентичное бытиё свойственно самовыражающейся личности и предполагает свободу выбора, ответственность за свой выбор, при котором важно восприятие и оценка своей деятельности другими. В-четвёртых, личность, проявляющая своё «я» способна к достраиванию существующей культуры. В-пятых, установка на самовыражение предполагает становление ряда частных значимых для личности установок (открытость мыслям и переживаниям другого, принятие другого). Исходя из этого, проявлениями творческого самовыражения являются: высокий уровень общительности, организованности, мотивации успеха, культуры самовыражения. Творческое самовыражение - это психолого-педагогический феномен, отражающий потребности в самореализации, в самоосуществления педагога, которые реализуются через: - стремление личности к свободе, осуществляемое в обществе свободных людей; -организацию глубинного общения в процессе обучения, способствующую дополнению и обогащению различных позиций; - овладение нормами социальной среды и изменение её при создании нового как во внешнем, так и во внутреннем мире самого субъекта. Творческое самовыражение представляется нам тем реальным механизмом, который характеризует способность учителя к выходу за рамки простого исполнительства, к возвышению над конкретной деятельностью, к недопущению превращения деятельности в функциональное поведение. Творческое самовыражение - это не просто представление себя для других, это переделка самого человека, его индивидуального сознания, способностей к познанию, к деятельности. Выражающий своё «я» человек обращён к культуре, он готов к преобразующей деятельности, к саморазвитию. Творческое самовыражение - это всегда поиск в себе духовного, сущностного, это путь к самому себе. Способность человека к творческому самовыражению в процессе своего становления проходит определённые этапы: - субъект не чувствует своего «я», подлинным субъектом своего поведения, поведение импульсивно, не переживается как проявление самоактивности «я», обусловлено внешними обстоятельствами; - человек стремится к удовлетворению потребности в выражении своего «я»; - регуляция собственного поведения осуществляется по следующему алгоритму: укрепление мотивации на самопроявление, постоянное подчёркивание своего собственного «я», которое становится субъектом его поведения. Солдатова А. А. доказала, что творческое самовыражение выступает средством становления готовности к инновационной деятельности и в учебно-познавательном процессе выполняет следующие функции: · обуславливает становление мотивационной сферы учителя инновационной деятельности, способствует саморазвитию, самоактуализации будущего педагога; · способствует становлению качеств, характеризующих творческую личность: способность к сотрудничеству, познание своего «я», стремление к открытиям, гибкость, оригинальность, открытость и др.; · является результатом, внешним проявлением рефлексии, обеспечивающим продуктивность профессиональной деятельности; · через акты творческого самовыражения реализуется творческий потенциал субъекта образования [4]. Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что инновационная деятельность педагога возможна только при: · его высоком профессиональном уровне, когда он не только владеет предметом, но эрудирован, имеет широкий кругозор, легко устанавливает связи содержания своей ученой дисциплины с различными областями знания; · наличии инновационной социально-профессиональной среды; · создании определенных психологических условий (наличие мотивации на преобразовательскую деятельность; четкое представление об инновационной готовности и ее структурных компонентах; творческое преобразующее отношение к педагогической деятельности; диалоговое обучение: диалоговое обучение; выраженной потребности в самореализации, в преобразовании и воплощении в профессиональной деятельности своих намерений, различных новаций; выраженной потребности в самореализации, в преобразовании и воплощении в профессиональной деятельности своих намерений, различных новаций; · внедрении модели в учебно-воспитательный процесс, направленной на освоение студентами самостоятельно конструируемого нового опыта, активный обмен мнениями, творческие дискуссии, осознание студентом своей индивидуальности, процесс ориентирующий, их на развитие профессионально-личностной самореализации в процесс педагогической деятельности; · использовании в учебно-воспитательном процессе таких форм и методов обучения как, диалог, рефлексивно-инновационные практикумы, тренинга на самопознание, общение, а также освоение личностно развивающих технологий и выполнение различных творческих заданий. Система профессионального образования является открытой, постоянно взаимодействующей с социальным окружением и с другими компонентами системы образования. Глобальные изменения в политической, экономической, социальной сферах общества повлекли за собой изменения в системе профессионального образования, которые свидетельствуют о ее развивающемся характере. К основным тенденциям развития российских вузов мы отнести следующие: общемировой характер высшего образования, развитие системы открытого образования, непрерывное образование на протяжении всей жизни, фундаментализация и гуманитаризация образования, появление и активное развитие негосударственного сектора высшего профессионального образования, интенсификация процессов получения второго высшего и дополнительного профессионального образования, регионализация системы образования, активное использование в учебном процессе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В этих условиях (глобальных, противоречивых и интенсивных преобразований общества и в частности системы профессионального образования) для стабильного существования отдельного учреждения профессионального образования необходим механизм, который, с одной стороны, позволяет вузу реагировать на изменения в обществе, а, с другой, сохраняет его устойчивое функционирование. Таким механизмом, с нашей точки зрения, является инновационная деятельность вуза. В качестве примера мы рассмотрели структуру и особенности функционирования университета Натальи Нестеровой. Это частный вуз, не поддерживаемый бюджетными дотациями, а поэтому полностью зависящий от социального окружения и успешности управления им. Было доказано, что для эффективного функционирования в структуре учреждения профессионального образования инновационного типа необходимо наличие компонентов трех видов: 1) инвариантных, обеспечивающих стабильность функционирования учреждения; 2) вариативных, удовлетворяющих запросы социального окружения; и 3) инновационных, практически не имеющих аналогов в других учреждениях профессионального образования, но востребованных в виду своей уникальности и перспективности предлагаемых специальностей. Функционирование учреждения профессионального образования инновационного типа подчиняется общим принципам функционирования образовательных учреждений, таким как соответствие образовательных программ Государственным стандартам, обеспечение качества образования, кадровое и материально-техническое обеспечение и др. Вместе с тем выявляются особенности функционирования инновационных образовательных учреждений: · мобильность структуры учреждения, содержания, методов и форм организации занятий; · активное взаимодействие с внешней средой, ориентация на запросы социума, как на уровне государства, так и отдельной личности обучаемого; · ориентация на фундаментализацию образования, подготовка не только профессионалов в определенной сфере деятельности, но и разносторонне образованных людей; · охват разнообразных уровней системы непрерывного образования, что способствует стабильности существования организации, активизации связей с внешней средой. С позиции синергетики такие особенности функционирования и структуры учреждения профессионального образования делают систему учреждения открытой, саморазвивающейся за счет внутренних механизмов изменения и внешнего воздействия социума. Ключевой фигурой инновационных процессов в образовании является педагог. Именно от его готовности и способности к инноватике зависит инновационная деятельность образовательного учреждения. Мы сделали вывод, что инновационная деятельность педагога возможна только при: - его высоком профессиональном уровне: педагог не только владеет предметом, но эрудирован, имеет широкий кругозор, легко устанавливает межпредметные в системе областей научного знания; - наличии инновационной социально-профессиональной среды; - создании определенных психологических условий (наличие мотивации на преобразовательскую деятельность; четкое представление об инновационной готовности и ее структурных компонентах; творческое преобразующее отношение к педагогической деятельности; диалоговое обучение: диалоговое обучение; выраженной потребности в самореализации, в преобразовании и воплощении в профессиональной деятельности своих намерений, различных новаций; выраженной потребности в самореализации, в преобразовании и воплощении в профессиональной деятельности своих намерений, различных новаций; - внедрении модели в учебно-воспитательный процесс, направленной на освоение студентами самостоятельно конструируемого нового опыта, активный обмен мнениями, творческие дискуссии, осознание студентом своей индивидуальности, процесс ориентирующий, их на развитие профессионально-личностной самореализации в процесс педагогической деятельности; - использовании в учебно-воспитательном процессе таких форм и методов обучения как диалог, рефлексивно-инновационные практикумы, тренинг на самопознание, общение, а также освоение личностно развивающих технологий и выполнение различных творческих заданий.
     

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (13.04.2010)
    Просмотров: 4184 | Рейтинг: 4.5/2 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Добро пожаловать в мир знаний!
    Скачать Самоучитель английского языка Пе...
    АНГЛИЙСКАЯ РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА: ЧАСТИ ТЕ...

    Restaurants in London 
    TEST 7. READ THE TEXT AND ANSWER THE QUE... 
    Елена Антонова (Джонсон) ТЕТЯ АСЯ И ВСЕ,... 

    3 года, 3 месяца и 3 дня с ucoz’ом
    Класс по английски ( мастер - класс )
    Английский язык для школьников №20

    Окказиональное слово и вымышленный мир 
    Проектно-технологический тип организацио... 
    ChandlerThe_Big_Sleep 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2025
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz