ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Воскресенье, 17.11.2019, 13:51

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6375]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    Личность педагога и его роль в организации инновационных процессов в системе образования

    Об этой статье мне рассказал мой приятель, который узнал про http://casio.ms/, и он очень помогает ему в работе, поскольку помогает обрабатывать данные. Терминалы casio давно зарекомендовали себя на рынке. Проводя анализ научно-методической литературы по проблемам инноватики в образовании мы отметили, что большое количество работ посвящено роли и личности педагога в организации инновационных процессов. Это не случайно. Педагог – одна из ключевых фигур процесса обучения (их всего две, другая ключевая фигура – учащийся, остальные составляющие – это либо система управления, либо система обеспечения). Поэтому особенно важно понять, каждый ли педагог способен вести инновационную работу, какими качествами он должен обладать для успешной организации инновационной деятельности. С позиций педагогической инноватики (В. П. Беспалько, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, Л.С. Подымова, М.М. Поташник, В.А. Сластёнин и др.) педагогическая деятельность трактуется как личностная категория, созидательный процесс и результат творческой деятельности. Переосмысление требований к учителю инновационной деятельности идёт в направлении, ориентированном на идеи гуманистической психологии. Педагог инновационной деятельности - это личность, у которой велико стремление к самоактуализации, способность к саморазвитию, сформированы знания и умения для осуществления творческой деятельности. В трудах современных ученых педагогов и психологов (И.А.Баева, А.С.Бакиров, Л. С. Выготский, В. А. Сластенин, Л. С. Подымова и др.) определены профессионально значимые качества учителя, такие как общая и профессиональная культура, педагогическая направленность, моральные качества, дидактические способности, волевые качества, экспрессивно-речевые способности, организаторские, коммуникативные и перцептивные способности, педагогическое воображение, суггестивные способности, распределение внимания и ряд других. Ключевым качеством педагога в аспекте его способности к инновациям является готовность к творческой деятельности. Сами понятия _«творчество» и «творческие способности» не имеют однозначного толкования в психолого-педагогической литературе. Творчество интерпретируется как креативная деятельность, как процесс, как отношение человека к миру, как особое состояние сознания. В отечественной психологии креативность рассматривается как «творческие возможности человека, как некоторое особое свойство (устойчивая особенность) человеческого индивидуума, обусловливающее способность проявлять социально значимую творческую активность [1]. Обобщив различные точки зрения, можно заключить, что творчество — это деятельность психологически ценная, духовно развивающая творящего субъекта, который имеет творческие способности, нешаблонное мышление, ряд мотивационно-смысловых и эмоционально-волевых личностных качеств, результатом которой является открытие новых оригинальных ценностей. Проблема роли творческого развития личности — далеко не новый предмет научных исследований. Она привлекала внимание мыслителей всех эпох развития мировой цивилизации, решалась с позиций различных отраслей научного знания. Исследования показывают, что главную роль в развитии способностей педагога играют его профессиональная деятельность и стремление к самосовершенствованию. Развитие способностей непосредственно связано с педагогическими умениями и навыками, которыми должен владеть каждый преподаватель. Главное здесь — комплекс организационно-педагогических условий образовательного учреждения. Разрабатывая идею жизнетворчества, Л.С. Выготский пришел к выводу, что творчество жизни в качестве предметности имеет не столько внешние результаты, сколько смысловые, реализованные, в том числе и во внешних, жизненных формах, овладение которыми обеспечивает непрерывность побуждения к творчеству, одухотворение процесса жизнедеятельности. Предметом творчества выступает прежде всего сам субъект деятельности, осуществляющий себя в целеполагании своей жизни[1]. Многоуровневая, суббординированная структура творческой личности включает такие составляющие, как: - мировоззрение, установки, мышление, воля, знания и т.д., имеющие определенный уровень развития и сформированности; - творческий потенциал; - определяющая степень творческой активности. Внутренний ресурс творчества выражается в творческом потенциале - многокомпонентном, полифункциональном качестве, реализуемом в результатах управления, проявляющихся в: - достижении нормативно обязательного уровня; - стабильном высококлассном руководстве (соответствие сформированному творческому потенциалу); - достижении высшего, исследовательского, инновационного уровня (использование всех творческих возможностей управления). Эмоциональная окраска бывает: пассивная, активная, вдохновенно-поисковая. Творческий потенциал как целостный феномен имеет структурные компоненты (проницательность, интуиция, настойчивость, склонность к анализу, быстрое формирование многоаспектных ассоциативных информационных мотивов и т.д.) и функциональные (реализация творческого потенциала, проявление интеллекта в динамике управленческой деятельности, эмоциональная окраска, волевая активность и т.д.). Исследования, проведенные Ананьевым Б.Г. и его учениками, показали, что проявление и развитие способностей, основывающихся на определенном уровне развития психофизиологических функций, находятся в зависимости от того, в какие периоды жизни происходит «наложение» профессионально востребованных психофизиологических функций и развивающихся в соответствии с потребностями общей жизнедеятельности. Можно сделать вывод, что двухфазность развития профессионально и жизненно востребованных функций представляет механизм, обеспечивающий общее и специальное развитие человека. На разных этапах профессиональной деятельности происходит неравномерное фронтальное и единичное развитие функций и всей совокупности связей. Социальная востребованность, обусловлена профессиональной деятельностью, сопряжена со структурой основных параметров креативности: беглостью, интуицией, визионерностью, гибкостью, оригинальностью, генерированием новых идей на основе обнаружения и постановки проблем, аналитико-синтетической способностью. По данным психогенетических исследований, креативность в большей степени, чем интеллект определяется влиянием среды. Как общая способность она не связана с обучаемостью, но интеллект служит ее предпосылкой. Доказана также зависимость формирования и актуализации креативности лишь в специально организованной среде. Подавление креативных свойств обусловлено стремлением социума к внутренней стабильности, чему не соответствует независимое поведение, сотворение единичного. Условиями развития профессиональной креативности - способности человека к творческой профессиональной деятельности, конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта — являются такие качества среды, как потенциальная многовариантность, неопределенность и незавершенность, наличие образов креативного поведения и др. Францева Е. Н. выдвинула предположение о том, что формирование инновационной готовности будущих учителей может быть успешно реализовано при следующих условиях: мотивация на преобразовательскую деятельность; четкое представление о структурных компонентах инновационной готовности; творческое преобразующее отношение к педагогической деятельности.; диалоговое обучение; потребность в самореализации, в преобразовании и воплощении в профессиональной деятельности своих намерений, различных новаций, при эмоциональной устойчивости и т. д.[4] Инновационная готовность учителя рассматривается ею как совокупность социально-культурных, профессионально-личностных и творческих характеристик учителя, выражающая готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность способностей и мотивов. Сюда также включается желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании. Индивидуально-творческий подход в инновационной деятельности учителя предполагает осознание педагогом себя как творческой индивидуальности, определения своих профессионально-личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки. Рассмотрение проблемы находится в плоскости использования профессионально-личностной и творческой характеристик .личности в качестве основных компонентов готовности будущего учителя к инновационной деятельности. Разрабатывая структуру инновационной деятельности учителя Сластенин В. А. и Подымова Л. С. [2] выделяли следующие структурные компоненты деятельности учителя: мотивационный, креативный, технологический и рефлексивный. «Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний» [там же]. В педагогической деятельности всегда существует открытая учителем или заимствованная идея, поэтому опыт должен быть осмыслен, обобщен в виде идеи или концепции. В этой связи учителю необходимо владеть научной рефлексией, которая позволяет соотносить ту или иную педагогическую систему со множеством практических задач, а затем, на основе осмысленного опыта сгенерировать свои собственные идеи и методики. В профессионально-личностный компоненте Францева Е. Н. включила следующие структурные компоненты: мотивационный (мотивы самоутверждения, личностной самореализации, профессиональные и др.), технологический (умение перерабатывать и интерпретировать образовательные проекты, проводить анализ собственных возможностей, формулировать цели, этапы и подходы к применению новшества, прогнозировать результаты инновационной деятельности, реализовывать инновационные действия и осуществлять контроль и коррекцию введения новшества и др.), рефлексивный (анализ значимости мотивов и их достижимость, анализ и оценка прогнозируемых результатов и последствий достижения целей, выбор актуальной цели); в творческий - способность к обнаружению и постановке проблем, генерированию большого числа идей, продуцированию разнообразных идей и др.. Шатух О. Н. к числу основных педагогических способностей относит следующие: экспрессивные, дидактические, перцептивные, научно-педагогические, авторитарные, коммуникативные, личностные, организаторские, конструктивные, мажорные, гностические, психомоторные и способности к распределению и концентрации внимания. [4]: Разрабатывая технологию применения средств ИКТ в учебном процессе Софронова Н. В. в деятельности учителя выделила гносеологический, деятельностный и психологический компоненты на трех уровнях: начальный, основной и перспективный . Перспективный уровень ориентирован на инновационную деятельность учителей. [5]: Солдатова А. А. определила комплекс требований к педагогу-инноватору. Среди них такие как [6]: - сформированность мотивационной сферы, стремление учителя к саморазвитию, самоактуализации в профессиональной деятельности; - становление качеств, характеризующих творческую личность (находчивость, стремление к открытиям, открытость, подчёркивание своего «я», терпимость и т.п.); - наличие опыта осуществления известных способов педагогической деятельности; - инновационный стиль мышления, определяемый становлением методологической культуры педагога; - развитие рефлексивных процессов. Творческое самовыражение подробно изучено в работе Солдатовой А. А. По ее мнению, учителя инновационной деятельности это - совокупность внешних проявлений личности, в которых раскрывается внутреннее «я» личности (мироощущение, мировоззрение, личностные особенности), направленных на изменение составляющих существующей системы образования [там же]. Акт творческого самовыражения - это действие, совершаемое по логике индивидуального опыта, обусловленной особенностями конкретной личности, с учётом задаваемых извне требований. Опираясь на идеи гуманистического подхода, мы полагаем возможным определить творческое самовыражение как важную потребность полноценного развития личности. Это заключается в следующем. Во-первых, творческое самовыражение свойственно людям от природы, потерявшие (а таковых большинство) данную способность, могут приобрести её вновь. Во-вторых, наиболее полноценным существованием человека можно считать такое, при котором внешние и внутренние детерминанты сплетены воедино. А самовыражение это - презентация внутреннего мира личности во внешнем мире, что предполагает единение таковых. В-третьих, аутентичное бытиё свойственно самовыражающейся личности и предполагает свободу выбора, ответственность за свой выбор, при котором важно восприятие и оценка своей деятельности другими. В-четвёртых, личность, проявляющая своё «я» способна к достраиванию существующей культуры. В-пятых, установка на самовыражение предполагает становление ряда частных значимых для личности установок (открытость мыслям и переживаниям другого, принятие другого). Исходя из этого, проявлениями творческого самовыражения являются: высокий уровень общительности, организованности, мотивации успеха, культуры самовыражения. Творческое самовыражение - это психолого-педагогический феномен, отражающий потребности в самореализации, в самоосуществления педагога, которые реализуются через: - стремление личности к свободе, осуществляемое в обществе свободных людей; -организацию глубинного общения в процессе обучения, способствующую дополнению и обогащению различных позиций; - овладение нормами социальной среды и изменение её при создании нового как во внешнем, так и во внутреннем мире самого субъекта. Творческое самовыражение представляется нам тем реальным механизмом, который характеризует способность учителя к выходу за рамки простого исполнительства, к возвышению над конкретной деятельностью, к недопущению превращения деятельности в функциональное поведение. Творческое самовыражение - это не просто представление себя для других, это переделка самого человека, его индивидуального сознания, способностей к познанию, к деятельности. Выражающий своё «я» человек обращён к культуре, он готов к преобразующей деятельности, к саморазвитию. Творческое самовыражение - это всегда поиск в себе духовного, сущностного, это путь к самому себе. Способность человека к творческому самовыражению в процессе своего становления проходит определённые этапы: - субъект не чувствует своего «я», подлинным субъектом своего поведения, поведение импульсивно, не переживается как проявление самоактивности «я», обусловлено внешними обстоятельствами; - человек стремится к удовлетворению потребности в выражении своего «я»; - регуляция собственного поведения осуществляется по следующему алгоритму: укрепление мотивации на самопроявление, постоянное подчёркивание своего собственного «я», которое становится субъектом его поведения. Солдатова А. А. доказала, что творческое самовыражение выступает средством становления готовности к инновационной деятельности и в учебно-познавательном процессе выполняет следующие функции: · обуславливает становление мотивационной сферы учителя инновационной деятельности, способствует саморазвитию, самоактуализации будущего педагога; · способствует становлению качеств, характеризующих творческую личность: способность к сотрудничеству, познание своего «я», стремление к открытиям, гибкость, оригинальность, открытость и др.; · является результатом, внешним проявлением рефлексии, обеспечивающим продуктивность профессиональной деятельности; · через акты творческого самовыражения реализуется творческий потенциал субъекта образования [4]. Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что инновационная деятельность педагога возможна только при: · его высоком профессиональном уровне, когда он не только владеет предметом, но эрудирован, имеет широкий кругозор, легко устанавливает связи содержания своей ученой дисциплины с различными областями знания; · наличии инновационной социально-профессиональной среды; · создании определенных психологических условий (наличие мотивации на преобразовательскую деятельность; четкое представление об инновационной готовности и ее структурных компонентах; творческое преобразующее отношение к педагогической деятельности; диалоговое обучение: диалоговое обучение; выраженной потребности в самореализации, в преобразовании и воплощении в профессиональной деятельности своих намерений, различных новаций; выраженной потребности в самореализации, в преобразовании и воплощении в профессиональной деятельности своих намерений, различных новаций; · внедрении модели в учебно-воспитательный процесс, направленной на освоение студентами самостоятельно конструируемого нового опыта, активный обмен мнениями, творческие дискуссии, осознание студентом своей индивидуальности, процесс ориентирующий, их на развитие профессионально-личностной самореализации в процесс педагогической деятельности; · использовании в учебно-воспитательном процессе таких форм и методов обучения как, диалог, рефлексивно-инновационные практикумы, тренинга на самопознание, общение, а также освоение личностно развивающих технологий и выполнение различных творческих заданий. Система профессионального образования является открытой, постоянно взаимодействующей с социальным окружением и с другими компонентами системы образования. Глобальные изменения в политической, экономической, социальной сферах общества повлекли за собой изменения в системе профессионального образования, которые свидетельствуют о ее развивающемся характере. К основным тенденциям развития российских вузов мы отнести следующие: общемировой характер высшего образования, развитие системы открытого образования, непрерывное образование на протяжении всей жизни, фундаментализация и гуманитаризация образования, появление и активное развитие негосударственного сектора высшего профессионального образования, интенсификация процессов получения второго высшего и дополнительного профессионального образования, регионализация системы образования, активное использование в учебном процессе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В этих условиях (глобальных, противоречивых и интенсивных преобразований общества и в частности системы профессионального образования) для стабильного существования отдельного учреждения профессионального образования необходим механизм, который, с одной стороны, позволяет вузу реагировать на изменения в обществе, а, с другой, сохраняет его устойчивое функционирование. Таким механизмом, с нашей точки зрения, является инновационная деятельность вуза. В качестве примера мы рассмотрели структуру и особенности функционирования университета Натальи Нестеровой. Это частный вуз, не поддерживаемый бюджетными дотациями, а поэтому полностью зависящий от социального окружения и успешности управления им. Было доказано, что для эффективного функционирования в структуре учреждения профессионального образования инновационного типа необходимо наличие компонентов трех видов: 1) инвариантных, обеспечивающих стабильность функционирования учреждения; 2) вариативных, удовлетворяющих запросы социального окружения; и 3) инновационных, практически не имеющих аналогов в других учреждениях профессионального образования, но востребованных в виду своей уникальности и перспективности предлагаемых специальностей. Функционирование учреждения профессионального образования инновационного типа подчиняется общим принципам функционирования образовательных учреждений, таким как соответствие образовательных программ Государственным стандартам, обеспечение качества образования, кадровое и материально-техническое обеспечение и др. Вместе с тем выявляются особенности функционирования инновационных образовательных учреждений: · мобильность структуры учреждения, содержания, методов и форм организации занятий; · активное взаимодействие с внешней средой, ориентация на запросы социума, как на уровне государства, так и отдельной личности обучаемого; · ориентация на фундаментализацию образования, подготовка не только профессионалов в определенной сфере деятельности, но и разносторонне образованных людей; · охват разнообразных уровней системы непрерывного образования, что способствует стабильности существования организации, активизации связей с внешней средой. С позиции синергетики такие особенности функционирования и структуры учреждения профессионального образования делают систему учреждения открытой, саморазвивающейся за счет внутренних механизмов изменения и внешнего воздействия социума. Ключевой фигурой инновационных процессов в образовании является педагог. Именно от его готовности и способности к инноватике зависит инновационная деятельность образовательного учреждения. Мы сделали вывод, что инновационная деятельность педагога возможна только при: - его высоком профессиональном уровне: педагог не только владеет предметом, но эрудирован, имеет широкий кругозор, легко устанавливает межпредметные в системе областей научного знания; - наличии инновационной социально-профессиональной среды; - создании определенных психологических условий (наличие мотивации на преобразовательскую деятельность; четкое представление об инновационной готовности и ее структурных компонентах; творческое преобразующее отношение к педагогической деятельности; диалоговое обучение: диалоговое обучение; выраженной потребности в самореализации, в преобразовании и воплощении в профессиональной деятельности своих намерений, различных новаций; выраженной потребности в самореализации, в преобразовании и воплощении в профессиональной деятельности своих намерений, различных новаций; - внедрении модели в учебно-воспитательный процесс, направленной на освоение студентами самостоятельно конструируемого нового опыта, активный обмен мнениями, творческие дискуссии, осознание студентом своей индивидуальности, процесс ориентирующий, их на развитие профессионально-личностной самореализации в процесс педагогической деятельности; - использовании в учебно-воспитательном процессе таких форм и методов обучения как диалог, рефлексивно-инновационные практикумы, тренинг на самопознание, общение, а также освоение личностно развивающих технологий и выполнение различных творческих заданий.
     

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (13.04.2010)
    Просмотров: 3328 | Рейтинг: 4.5/2 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    ПОЧЕМУ ФЛАГ ВЕЛИКОБРИТАНИИ НАЗЫВАЕТСЯ UN...
    TALKING ABOUT WORDS
    Тексты английских песен

    discourse cloze 
    Определенный артикль (The Definite Artic... 
    Ex. 2. Explain the origin and the meani... 

    Готовые домашние задания по немецкому яз...
    Насколько необходим экономический англий...
    Курсы английского

    ChandlerTrouble_Is_My_Business 
    a poem to practise Active and Passive ve... 
    Спецификация контрольных измерительных м... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2019
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта