Об этой статье мне рассказал мой приятель, который узнал про компанию Леруа Мерлен с отличным ассортиментом. Там можно подобрать товары для дома и строительства по разумной цене. Метафора
– один из способов когнитивного освоения действительности, творческое ее
переосмысление. Метафора помогает человеку овладеть реальностью, в свернутом,
кратком виде обозначить все важные для него параметры ситуации, формирует «модель
восприятия действительности», «наводит на определенный тип решения и поведения»
[Баранов, Караулов, 1991: 13]. Привычные метафоры, чья образность перестала
осознаваться, закрепляясь на глубинных уровнях сознания, в значительной степени
формируют наше представление о реальности, становятся элементами картины мира.
Человек мыслит ими, использует как привычный способ ориентации в мире, не видя
их относительности и неоднозначности.
Использование
метафоры в публицистической речи имеет давнюю традицию. Кратко и емко
обрисовывая ситуацию, удачная метафора заставляет слушающего мыслить в определенном
русле, формирует определенную модель восприятия действительности.
Наша
работа посвящена анализу способов метафорического представления кризиса в
прессе августа – сентября 1998 (период дефолта, острого экономического кризиса)
и августа 2000 года (взрыв на Пушкинской площади в Москве, гибель атомохода
«Курск», пожар на Останкинской телебашне). Тогда активность публичной
политической речи резко возросла. Происходящее в стране обсуждали и
комментировали, предлагали свои пути изменения ситуации издания разных политических
ориентаций. Эмоциональность дискуссии обусловила использование многообразных
средств экспрессивности, в том числе и метафоры. Собранный материал позволяет
сделать выводы об осмыслении ситуации «кризис» носителями языка (а также
сравнить два периода ее речевого представления), о наличии определенных
стереотипов в ее освещении разными СМИ.
В
собранных материалах нами выделены следующие основные модели (базисные, опорные
метафоры): падение (рынок обвалился, обвалы фирм – пирамид, банки рухнут, провал котировок),
пропасть (пропасть
банкротства, финансового кризиса), болезнь (паралич/ коллапс банковской системы, скорость выздоровления экономики)
и смерть (начнет
оживать производство/ экономика, финансовая система еще жива, рынок почти мертв),
погода (бури на биржах,
финансовых ураган, штиль на рынке), море (волна финансового кризиса, банк на мели, штормовые волны кризиса), разорение (правительство
обанкротилось, рынок пошел по миру, политическое банкротство, обанкротившийся
премьер), война (детонатор финансового кризиса, Москва сдалась, поднят белый флаг девальвации,
поражение на финансовом фронте).
Формируемое
совокупностью метафорических средств образное представление кризиса в
анализируемые периоды таково: это некое враждебное существо, обладающее
огромной силой с различным диапазоном ее проявления, имеющее свои глубоко
закономерные причины, периодически возвращающееся. Влияние его на жизнь человека
огромно и почти не поддается контролю. Основная его деятельность – разрушение.
Большое количество повторяющихся (или варьирующихся незначительно) метафор
позволяет считать такой «портрет» объективным.
Интересно,
что частотность воспроизводства разных моделей неодинакова в 1998 и в 2000
годах. Если в 1998 г. преобладали метафоры обвала и болезни, то в 2000 на
первое место выходит модель «смерть». Кроме того, резко уменьшилось число
метафор (в целом в 4 раза), чаще они используются как готовые единицы, не
подвергаясь переработке. Вероятно, объяснить это можно различием осмысляемых
ситуаций.
В 1998
году экономический кризис и последовавшие дефолт и резкое понижение курса рубля
(«обвал») затронули самый широкий круг субъектов экономики. После долгого периода
относительной стабильности такая ситуация показалась особенно шоковой. Неуверенности
добавляло и отсутствие понятной большинству политики правительства, не
дававшего каких-либо внятных объяснений. Тональность статей резко повысилась,
появилась необходимость привлекать внимание читателя в массе конкурирующих
изданий (началась погоня за броскими заголовками и хлесткими фразами).
В 2000
году ситуация была совсем другой. Происходящее затрагивало эмоциональную сферу
всех россиян, однако непосредственно не влияло на их жизненно важные интересы.
Уверенности добавляло и присутствие на президентском посту молодого,
энергичного и популярного Путина. Общество не чувствовало себя брошенным на
произвол судьбы.
Политические
пристрастия журналистов также нашли свое отражение в используемых ими
метафорах. Оппозиционная «Советская Россия» часто использует эмоционально
насыщенные выражения и дает оценку экономике и политике в целом (паралич власти, крах режима, банкротство
власти), в тоже время правительственная «Российская газета» смягчает ответственность
власти за происходящее, формируя образ кризиса-стихии (правительству придется обваливать рубль, штормовые волны
финансового кризиса/урагана) и пишет об отдельных событиях, избегая
говорить об общем кризисе экономики или власти.
Таким образом,
анализ конкретной ситуации, представленной в газетном дискурсе, позволяет четко
соотнести выбор метафорических средств с совокупностью экстралингвистических
факторов и выделить достаточно устойчивый арсенал средств, эксплуатируемых
журналистами.