Проблема эллипса является одной из наиболее
спорных в лингвистике, и та или иная ее трактовка зависит от понимания
исследователем сущности языковых единиц
вообще. Для традиционной школьно-нормативной грамматики английского
языка1 представлялось несомненным
что
всякое предложение характеризуется, прежде всего, наличием
подлежащно-сказуемостной структуры и что всякое кажущееся отклонение от этой
структуры следует объяснять как явление эллипса, т. е. «опущения» или «подразумевания» тех или иных элементов структуры
предложения. Позднее т. н. «научная»
или «теоретическая» грамматика
ополчилась на такую трактовку «неполноты» предложения, объявив ее
ненаучной. Лишь за последнее время в работах по трансформационной грамматике
понятие эллипса вновь начинает приобретать права гражданства1.
Между тем, следует признать, что старая
школьная грамматика в понимании природы неполных
предложений была весьма близка к истине. Однако, будучи
лишенной строгой теоретической базы, школьная грамматика не могла дать явлению эллипса научно правильного
объяснения: безусловно, понятие
«подразумевания» является теоретически
несостоятельным, так как предполагает существование семантических категорий, не сигнализируемых никакими материально-языковыми
средствами. К тому же старая школьная грамматика,
несомненно, злоупотребляла понятием эллипса, что способствовало
компрометации теории эллипса, в основе своей совершенно правильной.