Эту статью мне посоветовал мой друг, который страстно любит рыбалку, и ему очень нравятся спиннинговые удилища, с помощью которых он ловит очень много рыбы, что радует и его, и его семью. Существует
несколько классификаций типов слушателей (собеседников). Рассмотрим некоторых
из них.
Винокур
Т.Г. выделяет два стиля слушания, которые определяются такими полюсами речевого
поведения, как «внимание/невнимание». Так. Т.Г. Винокур выделяет два типа
людей: «умеющих (желающих) и не умеющих (не желающих) слушать/слышать».
[Винокур, 1993: 89] Нежелание слушать, невнимание может объясняться разными
причинами: плохим самочувствием, усталостью; негативной установкой по отношению
к говорящему; эгоцентрическим стилем слушания, когда человек слушает только
себя.
Критериями
следующей классификации собеседников являются такие основания, как:
компетентность, откровенность и искренность; владение приемами общения с
другими участниками беседы, заинтересованность в теме и успехе беседы.
В
этой классификации представлено 9 «абстрактных» собеседников:
1.
Вздорный человек, «нигилист». Такой человек часто выходит за рамки темы беседы.
В ходе беседы он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своей позицией и подходом
он смущает собеседников, неосознанно провоцирует их на то, чтобы они не соглашались
с его аргументами и выводами.
2.
Позитивный человек. Это самый приятный тип партнера. Доброжелательный и
трудолюбивый, он стремится к сотрудничеству при проведении дискуссии.
3.
Всезнайка. Он уверен в том, что все знает лучше всех. У него обо всем есть свое
мнение, и он постоянно требует слова.
4.
Болтун. Часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает
внимания на время, которое тратят все участники беседы на выслушивание его
пространственных высказываний.
5.
Трусишка. Этот тип собеседника характеризуется недостаточной уверенностью в
себе при публичных вступлениях. Он охотнее промолчит, чем скажет что-нибудь
такое, что, по его мнению, может показаться другим глупым или даже смешным.
6.
Хладнокровный, неприступный собеседник. Такой человек замкнут, часто чувствует
себя и держится отчужденно, не включается в ситуацию беседы, т.к. это кажется ему
недостойным его внимания и усилий.
7.
Незаинтересованный собеседник. Тема беседы его вообще не интересует.
8.
Важная птица. Такой собеседник не выносит критики - ни прямой, ни косвенной. Он
чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных.
9.
Почемучка. Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы
сочинять и задавать вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу
или надуманы.
Цель
приведенной классификации - показать разнообразие типов собеседников. Авторы
обращают внимание на то, что один и тотже человек может меняться в зависимости от значимости темы, хода беседы,
типа других ее участников и т. д.
Ларри
Баркер и Китти Ватсон - авторы еще одной классификации типов слушателей.
Рассмотрим поочередно каждый тип слушателей.
1.
Слушатели, ориентированные на людей. Людей данного типа больше всего беспокоит,
как слушание влияет на их отношение с окружающими. Они слушают, чтобы понять
эмоциональное состояние собеседников, и в процессе общения, как правило,
воздерживаются от выводов и суждений. Будучи чересчур открытыми и доступными,
такие люди иногда излишне переживают по поводу чужих проблем. В
действительности слушатели, ориентированные на людей, могут потерять объективность
- когда слишком увлекаются процессом и начинают верить на слово всему, что
слышат.
2.
Слушатели, ориентированные на действие.
Слушатели
данного типа активно концентрируют все усилия на выполнении насущной задачи.
Обычно они предпочитают слушать все быстро, и им трудно выслушивать несобранных
собеседников. Ориентированного на действие слушателя высоко ценят на любых
собраниях и совещаниях, поскольку он помогает остальным не уклоняться от
основной темы и обмениваться информацией быстро и продуктивно.
3.
Слушатели, ориентированные на содержание.
Слушателям
данного типа свойственна привычка тщательно взвешивать и проверять все, что они
слышат. Они любят узнавать все детали и «доходить» до сути вещей, чтобы уяснить
для себя все стороны обсуждаемой темы. Как правило, они предпочитают слушать
экспертов и получать данные из высококвалифицированных и проверенных
источников. Ориентированные на содержание слушатели стараются увидеть все грани
проблемы, и их всегда влечет к постижению сложной и трудно усваиваемой информации.
4. Слушатели, ориентированные на время.
Слушатели
такого типа постоянно глядят на часы и заставляют окружающих делать то же
самое. Они в первую очередь ценят время и часто высказывают раздражение по
отношению к тем, кто тратит его попусту. Несмотря на то, что они способствуют
повышению производительности и правильной организации рабочего дня, их
маниакальная пунктуальность и торопливость иногда приводит к потере творческого
начала и созидательного мышления.
Как
показывает практика, примерно 40% всех респондентов отличаются по меньшей мере
двумя ярко выраженными личными предпочтениями в области слушания. В некоторых
случаях категории дополняют друг друга, в других входят в противоречие [Баркер,
Ватсон, 2001: 58].
Примерно
20% людей демонстрируют слабые личные предпочтения или же их полное отсутствие
при ответах на вопросы анкеты. Если же анкетируемый набрал ноль очков при
ответах на все категории вопросов, возможно, он вообще не любит, при
определенных условиях и обстоятельствах, получать информацию слушая.
Итак,
персональные предпочтения в области слушания существуют у каждого из нас. У
всех имеются свои пристрастия на тот счет, что, как и когда слушать, и к одним
людям мы всегда станем прислушиваться охотнее и внимательнее, чем к другим.
Одни из нас предпочитают слушать исключительно специалистов, другим нравится,
чтобы их развлекали, а третьи целиком сосредоточены на личности рассказчика.
Большинство из нас не задумывается над тем, чтобы изменить свои привычки в этой
области, даже несмотря на то, что в этом случае процесс слушания, возможно, станет
для нас гораздо более полезным и приятным.
В
отличие от типов характера и способностей к обучению, которые обычно остаются
неизменными в течение всей жизни, личные предпочтения в области слушания могут
измениться довольно быстро: в зависимости от времени дня, наличия сил, сопутствующих
обстоятельств, окружения, темы разговоров и др.
Итак,
мы познакомились с основными классификациями слушателей, выявили сильные и
слабые стороны разных типов собеседников, а также определили факторы, которые
способны обнаружить как положительные, так и отрицательные черты личных
предпочтений в области слушания. Кроме этого, были даны общие рекомендации для
различных типов слушателей.