ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Четверг, 21.11.2019, 12:16

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6375]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    Вербальный формат психологической репрезентации времени и пространства

    Эту статью мне посоветовал мой старый друг, который установил http://www.games-nokia.ru и обожает в них играть в свободное время. Они расслабляют и помогают отдохнуть. Многие объекты психологии – это объекты, непосредственно не наблюдаемые (образ, мысль, личность и т.д.). Поэтому наука «работает» с концептуальными отображениями целостных реальностей. Такие отображения и построенная на их основе регуляция поведения формируются путем накопленных ранее частных знаний об объекте либо путем прогрессивной дифференциации ранее не расчлененных представлений с последующим синтезом. На основе психического отражения происходит взаимодействие субъекта с миром и регуляция этого взаимодействия. В психике одновременно представлено то, что объективно существует длительно и последовательно, и, наоборот, психическое переживание растягивается во времени, придает длительность тому, что объективно одномоментно [1]. Понятие «представление» в психологии является неоднозначным. Представление рассматривается как процесс, имеющий свой результат – «вторичный образ». Представления могут рассматриваться и как система знаний, понятий в индивидуальном и коллективном сознании. В теоретической психологии А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский выделяют категорию «образ», который конкретизируется в понятиях «восприятие», «представление», «воображение», «память». Авторы подчеркивают, что образ – одна из психических реалий, несводимая ни к физическим, ни к физиологическим процессам . В психологии активно разрабатывается понятие «образ Мира» А.Н. Леонтьева, определяемое как целостное качественное образование. Этот образ построен подобно сознанию: смыслы, значения, пространство и время (чувственная ткань). Идею многослойности образа использовала Е.Ю. Артемьева, определяя, что существует поверхностный слой – не что иное, как психологическое перцептивное пространство-время: совокупность воспринимаемых предметов, движущихся и устойчивых более или менее незаметно меняющихся и стационарных, среди которых сам наблюдатель, его воспринимаемые части тела, и все промежутки между предметами. С.Д. Смирнов пишет, что образ мира – наиболее обобщенное понятие пространственно-временного контекста, в который «вписывается» вся поступающая к личности информация и который определяет ее смысл О.А. Истомина отмечает, что исследование времени и пространства имеет длительную традицию (В.Вундт, Э.Мах, Г.Гельмгольц, И.М.Сеченов, Э.Титченер, М.Вертгеймер, К.Кофка, С.Л.Рубинштейн и др.), хотя пространственно-временные компоненты образа мира не всегда выступали предметом специального анализа [29]. Л.М. Веккер утверждает, что пространственные и временные характеристики оказываются не необходимым компонентом психических процессов всех уровней их организации, начиная с сенсорики, а особым, самостоятельным, хотя и важным, но отдельным объектом отражения . Современные исследователи стали обращаться к категории «ментальная репрезентация» или «психологическая репрезентация» для определения принципов репрезентации (представленности) информации, специфических для субъекта способов познания мира. Так, Ю.Г. Панюкова исследуя психологические репрезентации пространственно-предметной среды, определяет их как целостную психологическую систему, обладающую свойствами иерархичности и системности, развивающуюся по принципу дифференциации и складывающуюся при обязательной активности субъекта [69]. Понятие репрезентации интерпретируется в двух смыслах: как содержание психического отражения и как формат психического отражения. Когнитивные психологи считают, что ментальные репрезентации отражают объективные характеристики мира, но они не более чем внутренняя, субъективная модель внешнего мира. Репрезентационные системы - теоретические конструкты ,призванные объяснять мышление и действия живого организма. Интересным в связи с этим является следующее: каково содержание ментальных репрезентаций времени и пространства, какова их системно-структурная организация. Цель нашего исследования заключается в описании феноменологии ментальных репрезентаций времени и пространства. Ментальная репрезентация выступает как отображение в сознании субъекта пространственно-временных параметров мира в качественно индивидуальных и общих для людей характеристиках и свойствах. В целом обозначаются вопросы: как репрезентированы категории в сознании человека и есть ли общие, в какой-то мере «архитипичные» образы, значения, семантические универсалии психического отражения пространства и времени. Для решения поставленной проблемы адекватна парадигма изучения ментальных репрезентаций (когнитивная психология) и изучение «феноменологии и закономерностей познания психических явлений и их отображений». Ментальная репрезентация – системная модель, вариант разработки проблемы психического отражения, внутренняя структура, в которой представлена сложившаяся у человека картина мира, социума и себя. В нашем исследовании описывается содержание и формат образной и вербальной репрезентации пространства и времени. Получены ассоциации, определения, метафоры и графические образы, выявляются амодальные и модальные коды как общие принципы репрезентации и механизмы переработки информации (в терминологии когнитивной психологии), амодальный и периферический слой субъективного опыта (в терминологии субъективной семантики). Методика свободного ассоциативного эксперимента позволяет составить первичный тезаурус вербальных единиц, характеризующий представленность пространства и времени (их свойств, характеристик) в сознании человека. В результате эмпирического исследования получено более 2 тысяч ассоциаций и 245 определений от 250 испытуемых. В качестве обследуемых выступали люди от 16 до 45 лет, имеющие разный уровень образования и социально-профессиональный статус. Ассоциации времени и пространства имеют следующие сходные категории – указание на их измеряемость, связь с протеканием жизни и существованием человека, на социальные взаимодействия, общие единицы, указывающие на бесконечность и безграничность категорий. То, что время и пространство – две взаимосвязанные категории, представлено в первичных реакциях испытуемых: встречаются слова, прямо указывающие на каждую категорию, и косвенные вербальные единицы, указывающие, что время можно воспринять через объективно существующие пространственно-предметную среду. Ассоциации пространства содержат указание на изменение, движение, скорость, которые являются свойствами времени. Данные вербальные единицы можно назвать хронотипичными. Понятие «хронотоп» введено А.А.Ухтомским и развивается в работах М.М. Бахтина, В.П. Зинченко. В широком смысле хронотоп определяется как некоторые типологические и личностные формы смыслового объединения пространственных и временных координат в качестве своеобразных «интенциональных рамок сознания», являющихся предпосылкой вхождения субъекта в сферу культурного смысла. В.П. Зинченко пишет о взаимопереходах пространства и времени: «…развернутое во времени движение в развернутом пространстве может трансформироваться в образ пространства (без времени) …., и, наоборот, пространственный образ может развернуться во временной рисунок движения…» [192-193]. Многие ассоциации и вербальные единицы, полученные с посредством метода определений на слова «Время» и «Пространство», содержат такие лексические составляющие, как «место», «событие», «жизнь». В этом отношении следует привести выводы, сформулированные Ю.Г.Панюковой относительно существования психического в пространственно-временном континууме. Психическое формируется в процессе отражения и интериоризации пространственно-временных императивов, составляющих содержательную специфику тех реальностей объективного мира, с которыми вступает во взаимодействие индивид в ходе своего человеческого становления. Пространственно-временная структура психической организации человека преломляет через себя все внешние воздействия и оказывает влияние на все уровни его психической регуляции и поведения. В этом контексте важен психологический смысл понятий пространства и времени [69]. Пространство и время становятся для человека в процессе жизни «присвоенными», внутренними, психологическими, т.е. центрируются на самом субъекте отражения. Данное положение подтверждает то, что вербальные единицы испытуемых содержат характеристики, выражаемые в следующих категориях: «эмоциональная оценка и психические состояния» (индикаторы: любовь, свобода, желания, мечты, надежды, радость, страх, беспокойство, усталость), «личностные свойства» (индикаторы: активность, пунктуальность, аккуратность). Данные указывают на репрезентированность категорий через субъективные переживания. Т.А. Ребеко подчеркивает, что в ментальной репрезентации объектов участвуют перцептивные и функциональные признаки. Функциональные признаки актуализируются в определенной последовательности и имеют иерархическую структуру [14]. В вербальной репрезентации времени и пространства, по результатам обработки данных с помощью контент-анализа функциональные признаки этих абстрактных категорий выходят на первый план. А именно, в ассоциациях времени предпочтения занимают инструменты измерения (часы, стрелки часов), единицы измерения (год, минута, час) и функция времени как синхронизатора жизни (указания на его недостаточность, ритм). В ассоциациях пространства – меры, возникающие в процессе действия человека в пространстве (измерение, координаты, объем, длина, ширина), и функциональная пространственно-предметная среда (комната, помещение, улица, здание). При выделении перцептивных (чувственных) признаков отмечаем их малую представленность в вербальных реакциях на стимул «время». В данном случае выделены лишь метафорично окрашенные свойства, основанные на кинестезии: бежит, течет, идет, летит. В отношении категории пространства перцептивные признаки в большинстве своем основаны на результате визуального опыта субъекта: территория, небо, простор, космос, природа, свет и др. Переводя понятия «время» и «пространство» на уровень обобщения, определения, испытуемые дают реакции, связанные с возможностью/не- возможностью познания этих категорий. Зафиксированы следующие лексические единицы: «общее понятие», «условное понятие», «придуманное человечеством», «завораживающее своей неизвестностью», «что-то абстрактное», «обыденное понятие». Возможно, что в обобщении многообразных признаков человеку сложно выделить наиболее существенные. В объяснении действия репрезентации А.В.Брушлинский и Е.А.Сергиенко отмечают что, взаимодействие людей с миром определяется диалектикой их внутренних и внешних возможностей. Анализ такой диалектики осуществляется путем изучения избирательности, предпочтения и направленности к определенным аспектам взаимодействия. Таким образом, отражаются и проявляются не все пространственные и временные свойства и отношения мира, а лишь те, которые соответствуют естественно сформировавшемуся диапазону восприятия, жизнедеятельности индивида.

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (13.04.2010)
    Просмотров: 3311 | Рейтинг: 5.0/2 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    ВЫСОКИЙ СТИЛЬ - ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ
    Лето в Англии
    На сайт английской школы

    Сборник КУРСОВЫХ (121 курсовая по англий... 
    Европа 
    READ THE FOLLOWING TEXT AND DO EXERCISES... 

    Пример РЕЦЕНЗИИ на дипломную работы.
    Школы Москвы
    Скороговорки на немецком языке

    Переводческая конференция для детей 
    Формы организации научного знания. 
    Dreamcatcher 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2019
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта