Эту статью мне посоветовал мой старый друг, который установил http://www.games-nokia.ru и обожает в них играть в свободное время. Они расслабляют и помогают отдохнуть. Многие объекты психологии – это объекты, непосредственно не наблюдаемые (образ, мысль, личность и т.д.). Поэтому наука «работает» с концептуальными отображениями целостных реальностей. Такие отображения и построенная на их основе регуляция поведения формируются путем накопленных ранее частных знаний об объекте либо путем прогрессивной дифференциации ранее не расчлененных представлений с последующим синтезом. На основе психического отражения происходит взаимодействие субъекта с миром и регуляция этого взаимодействия. В психике одновременно представлено то, что объективно существует длительно и последовательно, и, наоборот, психическое переживание растягивается во времени, придает длительность тому, что объективно одномоментно [1]. Понятие «представление» в психологии является неоднозначным. Представление рассматривается как процесс, имеющий свой результат – «вторичный образ». Представления могут рассматриваться и как система знаний, понятий в индивидуальном и коллективном сознании. В теоретической психологии А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский выделяют категорию «образ», который конкретизируется в понятиях «восприятие», «представление», «воображение», «память». Авторы подчеркивают, что образ – одна из психических реалий, несводимая ни к физическим, ни к физиологическим процессам . В психологии активно разрабатывается понятие «образ Мира» А.Н. Леонтьева, определяемое как целостное качественное образование. Этот образ построен подобно сознанию: смыслы, значения, пространство и время (чувственная ткань). Идею многослойности образа использовала Е.Ю. Артемьева, определяя, что существует поверхностный слой – не что иное, как психологическое перцептивное пространство-время: совокупность воспринимаемых предметов, движущихся и устойчивых более или менее незаметно меняющихся и стационарных, среди которых сам наблюдатель, его воспринимаемые части тела, и все промежутки между предметами. С.Д. Смирнов пишет, что образ мира – наиболее обобщенное понятие пространственно-временного контекста, в который «вписывается» вся поступающая к личности информация и который определяет ее смысл О.А. Истомина отмечает, что исследование времени и пространства имеет длительную традицию (В.Вундт, Э.Мах, Г.Гельмгольц, И.М.Сеченов, Э.Титченер, М.Вертгеймер, К.Кофка, С.Л.Рубинштейн и др.), хотя пространственно-временные компоненты образа мира не всегда выступали предметом специального анализа [29]. Л.М. Веккер утверждает, что пространственные и временные характеристики оказываются не необходимым компонентом психических процессов всех уровней их организации, начиная с сенсорики, а особым, самостоятельным, хотя и важным, но отдельным объектом отражения . Современные исследователи стали обращаться к категории «ментальная репрезентация» или «психологическая репрезентация» для определения принципов репрезентации (представленности) информации, специфических для субъекта способов познания мира. Так, Ю.Г. Панюкова исследуя психологические репрезентации пространственно-предметной среды, определяет их как целостную психологическую систему, обладающую свойствами иерархичности и системности, развивающуюся по принципу дифференциации и складывающуюся при обязательной активности субъекта [69]. Понятие репрезентации интерпретируется в двух смыслах: как содержание психического отражения и как формат психического отражения. Когнитивные психологи считают, что ментальные репрезентации отражают объективные характеристики мира, но они не более чем внутренняя, субъективная модель внешнего мира. Репрезентационные системы - теоретические конструкты ,призванные объяснять мышление и действия живого организма. Интересным в связи с этим является следующее: каково содержание ментальных репрезентаций времени и пространства, какова их системно-структурная организация. Цель нашего исследования заключается в описании феноменологии ментальных репрезентаций времени и пространства. Ментальная репрезентация выступает как отображение в сознании субъекта пространственно-временных параметров мира в качественно индивидуальных и общих для людей характеристиках и свойствах. В целом обозначаются вопросы: как репрезентированы категории в сознании человека и есть ли общие, в какой-то мере «архитипичные» образы, значения, семантические универсалии психического отражения пространства и времени. Для решения поставленной проблемы адекватна парадигма изучения ментальных репрезентаций (когнитивная психология) и изучение «феноменологии и закономерностей познания психических явлений и их отображений». Ментальная репрезентация – системная модель, вариант разработки проблемы психического отражения, внутренняя структура, в которой представлена сложившаяся у человека картина мира, социума и себя. В нашем исследовании описывается содержание и формат образной и вербальной репрезентации пространства и времени. Получены ассоциации, определения, метафоры и графические образы, выявляются амодальные и модальные коды как общие принципы репрезентации и механизмы переработки информации (в терминологии когнитивной психологии), амодальный и периферический слой субъективного опыта (в терминологии субъективной семантики). Методика свободного ассоциативного эксперимента позволяет составить первичный тезаурус вербальных единиц, характеризующий представленность пространства и времени (их свойств, характеристик) в сознании человека. В результате эмпирического исследования получено более 2 тысяч ассоциаций и 245 определений от 250 испытуемых. В качестве обследуемых выступали люди от 16 до 45 лет, имеющие разный уровень образования и социально-профессиональный статус. Ассоциации времени и пространства имеют следующие сходные категории – указание на их измеряемость, связь с протеканием жизни и существованием человека, на социальные взаимодействия, общие единицы, указывающие на бесконечность и безграничность категорий. То, что время и пространство – две взаимосвязанные категории, представлено в первичных реакциях испытуемых: встречаются слова, прямо указывающие на каждую категорию, и косвенные вербальные единицы, указывающие, что время можно воспринять через объективно существующие пространственно-предметную среду. Ассоциации пространства содержат указание на изменение, движение, скорость, которые являются свойствами времени. Данные вербальные единицы можно назвать хронотипичными. Понятие «хронотоп» введено А.А.Ухтомским и развивается в работах М.М. Бахтина, В.П. Зинченко. В широком смысле хронотоп определяется как некоторые типологические и личностные формы смыслового объединения пространственных и временных координат в качестве своеобразных «интенциональных рамок сознания», являющихся предпосылкой вхождения субъекта в сферу культурного смысла. В.П. Зинченко пишет о взаимопереходах пространства и времени: «…развернутое во времени движение в развернутом пространстве может трансформироваться в образ пространства (без времени) …., и, наоборот, пространственный образ может развернуться во временной рисунок движения…» [192-193]. Многие ассоциации и вербальные единицы, полученные с посредством метода определений на слова «Время» и «Пространство», содержат такие лексические составляющие, как «место», «событие», «жизнь». В этом отношении следует привести выводы, сформулированные Ю.Г.Панюковой относительно существования психического в пространственно-временном континууме. Психическое формируется в процессе отражения и интериоризации пространственно-временных императивов, составляющих содержательную специфику тех реальностей объективного мира, с которыми вступает во взаимодействие индивид в ходе своего человеческого становления. Пространственно-временная структура психической организации человека преломляет через себя все внешние воздействия и оказывает влияние на все уровни его психической регуляции и поведения. В этом контексте важен психологический смысл понятий пространства и времени [69]. Пространство и время становятся для человека в процессе жизни «присвоенными», внутренними, психологическими, т.е. центрируются на самом субъекте отражения. Данное положение подтверждает то, что вербальные единицы испытуемых содержат характеристики, выражаемые в следующих категориях: «эмоциональная оценка и психические состояния» (индикаторы: любовь, свобода, желания, мечты, надежды, радость, страх, беспокойство, усталость), «личностные свойства» (индикаторы: активность, пунктуальность, аккуратность). Данные указывают на репрезентированность категорий через субъективные переживания. Т.А. Ребеко подчеркивает, что в ментальной репрезентации объектов участвуют перцептивные и функциональные признаки. Функциональные признаки актуализируются в определенной последовательности и имеют иерархическую структуру [14]. В вербальной репрезентации времени и пространства, по результатам обработки данных с помощью контент-анализа функциональные признаки этих абстрактных категорий выходят на первый план. А именно, в ассоциациях времени предпочтения занимают инструменты измерения (часы, стрелки часов), единицы измерения (год, минута, час) и функция времени как синхронизатора жизни (указания на его недостаточность, ритм). В ассоциациях пространства – меры, возникающие в процессе действия человека в пространстве (измерение, координаты, объем, длина, ширина), и функциональная пространственно-предметная среда (комната, помещение, улица, здание). При выделении перцептивных (чувственных) признаков отмечаем их малую представленность в вербальных реакциях на стимул «время». В данном случае выделены лишь метафорично окрашенные свойства, основанные на кинестезии: бежит, течет, идет, летит. В отношении категории пространства перцептивные признаки в большинстве своем основаны на результате визуального опыта субъекта: территория, небо, простор, космос, природа, свет и др. Переводя понятия «время» и «пространство» на уровень обобщения, определения, испытуемые дают реакции, связанные с возможностью/не- возможностью познания этих категорий. Зафиксированы следующие лексические единицы: «общее понятие», «условное понятие», «придуманное человечеством», «завораживающее своей неизвестностью», «что-то абстрактное», «обыденное понятие». Возможно, что в обобщении многообразных признаков человеку сложно выделить наиболее существенные. В объяснении действия репрезентации А.В.Брушлинский и Е.А.Сергиенко отмечают что, взаимодействие людей с миром определяется диалектикой их внутренних и внешних возможностей. Анализ такой диалектики осуществляется путем изучения избирательности, предпочтения и направленности к определенным аспектам взаимодействия. Таким образом, отражаются и проявляются не все пространственные и временные свойства и отношения мира, а лишь те, которые соответствуют естественно сформировавшемуся диапазону восприятия, жизнедеятельности индивида.
|