Эту статью мне прислал мой товарищ, который часто бывает на мероприятиях на открытом воздухе и очень ценит, когда организаторы ставят http://www.mkad-service.ru, что очень удобно. В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Вид методической деятельности — это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, мы относим: - анализ учебно-программной документации, методических
комплексов; - методический анализ учебного материала; - планирование системы уроков теоретического и практичес
кого обучения; - моделирование и конструирование форм предъявления учеб
ной информации на уроке; - конструирование деятельности учащихся по формированию
технических понятий и практических умений; - разработку методики обучения по предмету; - разработку видов и форм контроля профессиональных зна
ний, умений и навыков; - управление и оценку деятельности учащихся на уроке; - рефлексию собственной деятельности при подготовке к уро
ку и при анализе его результатов. Названные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего многообразия методической практики профессионально-педагогических кадров. В процессе методической подготовки студенты овладевают теми видами, которые обеспечивают подготовку педагога к занятиям.
Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений. Умение — это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Приведем одну из возможных классификаций. Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессиональной школы. Она включает: 1. Умение проводить анализ учебно-программной документа
ции по обучению специалиста. 2. Умение подбирать учебную литературу для изучения конк
ретной темы. 3. Умение выполнять логико-дидактический анализ содержа
ния учебного материала, учебника. 4. Умение проводить методический анализ локального отрезка
учебной информации. 5. Умение разрабатывать различные формы предъявления учеб
ного материала: блок-схемы, алгоритмы решения технических
задач, опорные конспекты и т.д. 6. Умение располагать учебный материал на доске, оформлять
решение технических задач. 7. Умение разрабатывать комплексные методические приемы
теоретического и практического обучения. 8. Умение разрабатывать различные формы определения уров
ня сформированности знаний и умений учащихся. 9. Умение разрабатывать различные формы организации учеб
ной и учебно-практической деятельности учащихся. 10. Умение проводить анализ уроков теоретического и произ
водственного обучения. Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала. В нее входят: 1. Умение планировать систему уроков по изучаемой теме на
основе методического анализа. 2. Умение планировать учебную и учебно-производственную
работу учащихся по профессиональной деятельности. 3. Умение конструировать учебные и практические задачи и отби
рать соответствующие учебные действия и практические операции. 4. Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и
управлять ею. 5. Умение применять методы теоретического и производствен
ного обучения. 6. Умение анализировать методические разработки.
Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и предполагает:
1. Умение применять методические рекомендации, методики и
технологии обучения на практике. 2. Умение создавать вариативную методику обучения в зависи
мости от целей и реальных условий обучения. 3. Умение создавать собственную методическую систему обуче
ния и представлять ее в методических рекомендациях. Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях. Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в процессе изучения учебного предмета «Методика профессионального обучения». Второй уровень— применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике. Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая деятельность педагога-практика.
|