ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Личностно-деятельностный подход – методологическая
концепция отечественной психологии, рассматривающая психологию как науку о
порождении и функционировании психики в процессе деятель-ностного
взаимодействия индивидов со средой.
Основной постулат этой концепции: психика формируется и
проявляется в деятельности. На этом постулате основаны все другие принципы
психологии: развития, историзма, активности, предметности,
интериоризации-экстериоризации, единства строения внешней и внутренней
деятельности, системного анализа психики, зависимости психического отражения от
места объекта в структуре деятельности.
На основе этой концепции разработаны теория ведущей
деятельности в психическом развитии индивида, теория структурной организации
деятельности: деятельность – действие – операция, сдвиг мотива на цель, сдвиг
условий деятельности на цель, средства и условия деятельности, психология и
психофизиология регуляции деятельности; сформированы
концептуально-психологические понятия значения и смысла действий, иерархия
мотивов личности. Концепция деятельностного подхода широко и плодотворно
используется во всех прикладных отраслях отечественной психологии (медицинской,
педагогической, инженерной, юридической и др.).
По своему определению термин «подход к обучению»
многозначен. Это: а) мировоззренческая категория, в которой отражаются
социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания;
б) глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного
процесса, включающая все его компоненты и прежде всего самих субъектов
педагогического взаимодействия: учителя (преподавателя) и ученика (студента).
Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» – он включает ее в себя,
определяя методы, формы, приемы обучения.
Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в
психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г.
Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама,
формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер
этой деятельности и общения. Личностный подход, по К.К. Платонову, это принцип
личностной обусловленности всех психических явлений человека, его деятельности,
его индивидуально-психологических особенностей.
Личностно-деятельностный подход в своем личностном
компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся – его
мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик,
студент как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и
умений, учитель (преподаватель) определяет учебную цель занятия и формирует,
направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности
обучающегося. Соответственно, цель каждого урока, занятия при реализации
личностно-деятельностного подхода формируется с позиции каждого конкретного
обучающегося и всей группы в целом. Например, цель занятия может быть поставлена
так: «Сегодня каждый из вас научится решать определенный класс задач». Такая
формулировка означает, что обучающийся должен отрефлексировать наличный,
исходный, актуальный уровень знания и затем оценить свои успехи, свой
личностный рост.