Мы гордимся (во всяком случае гордились в советские времена) Выставкой достижения народного хозяйства, считая ее советской идеей, призванной доказать преимущества советской системы над капиталистической системой хозяйствования. Однако это был плагиат – идея была заимствована у совершенно капиталистических, монархических, и совершенно духовно чуждых советскому обществу англичан.
Именно мужу английской королевы Виктории, принцу Альберту— совершенно чуждому идее социалистического соревнования, — пришла в голову идея организации первой Всемирной выставки с целью «объединения человечества». По мысли принца Альберта такие выставки в дальнейшем должны были демонстрировать достижения каждой страны и способствовать сближению и пониманию народов.
Похоже, что первое здание из стекла и бетона, которое произвело фурор, тоже было построено в Лондоне. Тогда никто не называл его пренебрежительно «монстром»: назвали ласково – «Хрустальный дворец». И стоял он в Гайд-парке, восхищая монаршие и простые особы смелостью идеи, освещенностью и новизной.
А проект был предложен … садовником! Некто Джозеф Пакстон, который вовсе не был профессиональным архитектором, имел опыт возведения теплиц. Именно оттуда он взял идею сооружения здания из металлических конструкций и стекла. Идея сработала. Огромное здание 563 км в длину, 125 в ширину и 40 м в высоту было сооружено всего за 7 с небольшим месяцев.
Великобритания, которой очень хотелось доказать свое превосходство, нужна была сенсация. И она ее имела. Выставка имела грандиозный успех. Королева Виктория писала, что, когда высокопоставленные гости вошли внутрь, им открылась волшебная картина: такого прекрасного солнечного огороженного пространства никому не доводилось видеть.
К большому огорчению Пакстона, сооружение было разобрано после окончания выставки — через пять с половиной месяцев. Пакстон тут же объявил кампанию по его спасению, собрал по подписке необходимую сумму, и возвел его заново на окраине Лондона.
Дворец стал служить удовольствию и целям всех жителей Великобритании — там проводились концерты, выставки оранжерейных растений и полотен художников. К сожалению, здание не достояло до наших дней.
Но именно быстрый и эффективный метод Пакстона получил в ХХ веке большое признание и стал распространяться во всех странах.
Так что теперь, проходя мимо железо-стеклянных «монстров», я с нежностью вглядываюсь в них и замечаю в их несгибаемых конструкциях что-то очень британское.
Короче говоря, God Save the Queen!
|