С социально-психологической точки зрения мораль – известная
форма социального поведения, вырабатываемая в интересах общества. Эпоха
кризисов – это эпоха кризиса морали.
Моральное поведение возникает на основе прирожденных и
инстинктивных реакций и вырабатывается под действием среды. Таким образом,
моральное поведение есть поведение, воспитанное социальной средой. Нравственное
действие в простейшей форме состоит в усилении внимания, с помощью которого в
уме удерживается известное представление.
Между интеллектом и нравственным поведением существует
гибкая связь: умственное развитие является благоприятным условием для
нравственного воспитания, но высокий интеллект не является гарантией морального
поведения.
С психологической точки зрения обучать морали, читать
проповеди на темы морали бессмысленно. Нравственное воспитание должно
совершенно незаметно раствориться в общих приемах поведения, установленных и
регламентируемых средой. Ни учитель, ни ученик не должны замечать, что речь
идет о воспитании и обучении морали и нравственности. Нравственным будет
поведение, которое связано со свободным выбором его социальных форм.
В психологическом смысле нравственное всегда свободно. Целомудрие,
купленное ценой боязни, грязнит душу хуже разврата, так как вызывает в психике
ребенка борьбу между потребностями и рабским страхом. Приучать ребенка что-либо
делать надо не из боязни, а из того, что есть лучший выбор.
В концепции Л. Колберга о стадиях нравственного развития
человека выведены уровни и стадии формирования нравственных оценок, которые
зависели от возраста испытуемых.
1– й уровень – преднравственный (характерен для детей
в возрасте от 4 до 10 лет). Суждения выносятся и определяются внешними
обстоятельствами, точки зрения других людей не принимаются в рас-чет:1-я стадия
– суждения выносятся в зависимости от последствий поступка: чего он заслуживает
– поощрения или наказания; 2-я стадия – суждения выносятся в соответствии с
пользой, которую можно извлечь из поступка. Здесь происходит учет личного
интереса.
2– й уровень – конвенциональный (10–13 лет). На этом
уровне человек, оценивая действия и поступки других и самого себя,
придерживается социальных норм и социальных ролей и учитывает то, как оценят
поступок другие люди: 3-я стадия – суждение основывается на том, получит ли
поступок одобрение со стороны других людей; 4-я стадия – суждение выносится на
основе уважения к власти, законам и существующему порядку.
3– й уровень – постконвенциональный (с 13 лет). Это
уровень «истинной» морали, когда человек судит о поведении исходя из своих
собственных критериев, которые он вырабатывает самостоятельно. Для этого уровня
нравственного развития необходим достаточно высокий уровень развития
рассудочного мышления.
4– я стадия: поступок может быть оправдан с точки
зрения прав человека: некоторые общественные законы в экстренных ситуациях
могут быть нарушены.
5– я стадия: поступок расценивается как «правильный», если
продиктован совестью человека и осуществлен во имя ценности жизни. Законы,
правила и мнения других людей уходят на второй план.