Активное наказание применяется на этапе приучения к послушанию, то
есть на самых ранних этапах воспитания. Оно, конечно же, бывает нужно и потом,
если ребенок совсем отбивается от рук и пассивное наказание становится не
эффективным. Но оно на этом этапе является подсобным, вынужденным. Основным
«инструментом» активного наказания является всем известный папин ремень.
А вот пассивное наказание намного более разнообразно. Основная его
идея заключается в том, что ребенка наказывают через лишение интереса,
искусственно лишив его возможности чем-либо заняться. И оно в ряде случаев даже
более полезно, чем активное наказание.
Его можно поставить в угол, посадить в манеж, (это тем более
эффективно, если он не любит в нем находиться) - можно придумать еще массу
других подобных приемов. Для такого активного существа, каким является ребенок,
это намного более мучительная процедура, чем порка.
Естественно, то, чем наказывают, вызывает у ребенка резко негативные
чувства. Поэтому категорически нельзя заставлять ребенка в наказание работать
или же отжиматься. Надо наказывать тем, отрицательное отношение к чему
требуется выработать. В этом плане пассивное наказание обладает еще одним
достоинством - в результате может выработаться резко отрицательное отношение к
ничегонеделанью.