Успешное
педагогическое общение является основой эффективной профессиональной
деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет
важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Однако даже
опытные учителя сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют
педагогическую работу, часто вызывают острое чувство неудовлетворенности, а
порой и сомнения в своей профессиональной состоятельности.
Современному
учителю очень трудно идти в ногу со временем. Стремительно изменяются условия
обучения, по некоторым школьным предметам имеется от 5 до 14 учебников разных
авторов. Ученическая среда характеризуется дифференциацией: один полюс образуют
дети, которые знают, чего хотят в своей жизни и как этого можно достичь, а на
другом полюсе - дети, которые живут одним днем: ничего не хотят и ни к чему не стремятся. Общение с учащимися
усложняется как объективными, так и субъективными факторами, что вынуждает
учителя вновь и вновь возвращаться к размышлениям о сложных сторонах общения.
Какова же психологическая сторона педагогического общения?
Педагогическоеобщение - это профессиональное общение преподавателя
с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее
определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного
психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между
педагогом и учащимися внутри ученического коллектива. Педагогическое общение -
многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации,
взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый
целями и содержанием их совместной деятельности (В.А. Сластенин и др.).
Профессионально-педагогическое
общение - это система приемов и методов,
обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности и
организующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и
воспитуемых (В.А. Кан-Калик).
В педагогическом общении реализуются коммуникативная
(обмен информацией между общающимися), интерактивная (организация
взаимодействия) и перцептивная (восприятие друг друга партнерами по общению и
установление взаимопонимания) стороны. Акцентирование выделенных характеристик
позволяет говорить, что педагогическое общение должно быть не тяжелым долгом, а
естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Каковы слагаемые
оптимального педагогического общения?