Знания составляют ядро содержания обучения. На основе
знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и
практические действия; знания являются основой нравственных убеждений,
эстетических взглядов, мировоззрения.
Понятие «знание» многозначно и имеет несколько определений.
Оно определяется то как часть сознания, то как нечто общее в отражении
предметного разнообразия, то как способ упорядочения действительности, то как
некоторый продукт и результат познания, то как способ воспроизведения в
сознании познаваемого объекта.
Знания, обусловленные биологическими закономерностями,
свойственны и животным, у которых они служат необходимым условием их
жизнедеятельности, реализации поведенческих актов. Знания являются органическим
единством чувственного и рационального. На основе знаний вырабатываются умения
и навыки.
Многозначность в определении понятия «знание» обусловлена
тем множеством функций, которое реализуется знанием. Так, например, в дидактике
знание может выступать и как то, что должно быть усвоено, т. е. в качестве
целей обучения, и как результат осуществления дидактического замысла, и как
содержание, и как средство педагогического воздействия. В качестве средства
педагогического воздействия знание выступает потому, что, входя в структуру
прошлого индивидуального опыта учащегося, оно меняет и преобразует эту
структуру и тем самым поднимает обучаемого на новый уровень психического
развития. Знание не только формирует новый взгляд на мир, но и меняет отношение
к нему. Отсюда вытекает и воспитательное значение всякого знания.
Знания и правильно избранный путь их усвоения –
предпосылка умственного развития учащихся. Сами по себе знания еще не
обеспечивают полноты умственного развития, но без них последнее невозможно.
Являясь составной частью мировоззрения человека, знания в
большой мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и
убеждения, волевые черты личности и служат одним из источников склонностей и
интересов человека, необходимым условием развития его способностей.
С учетом перечисленных выше дидактических функций знания
перед учителем стоит несколько задач: а) перевести знание из его застывших
фиксированных форм в процесс познавательной активности обучаемых; б) преобразовать
знание из плана его выражения в содержание мыслительной деятельности учащихся;
в) сделать знание средством формирования человека как личности и субъекта
деятельности.
Виды знаний: донаучные; житейские; художественные (как
специфический способ эстетического освоения действительности); научные
(эмпирические и теоретические).
Знания, приобретаемые в процессе обучения, характеризуются
различной глубиной проникновения учащихся в их сущность, что, в свою очередь,
обусловлено:
– достигнутым уровнем познания данной области явлений;
– целями обучения;
– индивидуальными особенностями учащихся;
– уже имеющимся у них запасом знаний;
– уровнем их умственного развития;
– адекватностью усваиваемого знания возрасту учащихся.