Формирование современной
педагогической психологии определяется гуманитарными идеалами научности,
направленными на становление самостоятельного, жизнеспособного человека как
уникального духовного образования в условиях обучения и воспитания.
Принцип социальной
целесообразности. Развитие педагогической психологии
обусловлено системой социальных ценностей и ожиданий, принятых в рамках
образовательной системы и в обществе в целом, которые определяют социальную
целесообразность тех или иных действий теории и практики. Так, на настоящем этапе
социально целесообразным становится создание таких образовательных систем,
которые способствуют воспитанию самостоятельной, автономной личности, способной
к определению и реализации целей собственного развития и дальнейшего развития
общества.
Любое психическое явление или
система, ставшие предметом изучения педагогической психологии, анализируется с
точки зрения социальной целесообразности на двух уровнях:
-уровень адаптации (непротиворечие индивидуальных норм
субъекта общественным требованиям при обеспечении своей жизнедеятельности);
- уровень преобразования себя
и общества (создание новых общественно-исторических форм, способствующих
развитию данного человека (системы) и прогрессу общества в целом).
Принцип единства теории и
практики. Образовательная
практика является основным источником проблем для теоретических и
экспериментальных исследований педагогической психологии, а также критерием
оценки их результативности. Психолого-педагогическая теория и практика взаимно
влияют друг на друга.
Выделяются три ключевых
вопроса при организации взаимодействия теории и практики педагогической
психологии:
Зачем? Поиск смысловых оснований применения новых
психологических знаний человеком (вовлечение человека в событийную общность с
новым знанием и с психологом, приобретение личностного смысла в новом знании,
приобретение потенциала для совершения дальнейших преобразований).
Что? Определение целей психологического
воздействия (в зависимости от понимания природы человека и его развития);
Как? Оценка эффективности применяемых
психотехник (целесообразность применения, характер влияния психолога,
краткосрочные и долгосрочные результаты влияния психолога и т.д.).
Принцип развития. Целью любого воздействия теории и практики педагогической
психологии является становление, развитие участников образовательного процесса
и системы образования в целом. Любое явление и процесс изучается в развитии и
становлении, а не в качестве завершенной системы. Эффективная система
образования и воспитания гармонично сочетает в себе развитие трех типов:
- рост и созревание - приобретение психических новообразований
путем их биологического вызревания в процессе онтогенеза без активного
вмешательства со стороны участников образовательного процесса. Примерами
образовательных систем, основанных на данном типе развития, являются системы
свободного
воспитания личности (Вальдорфская школа, школа М. Монтессори и др.);
- формирование
- приобретение психических новообразований за счет интериоризации
общественного опыта и норм, активно транслируемых взрослыми участниками
образовательного процесса. Образовательные подходы, основанные на данном типе
развития, - бихевиористический и деятельностный;
- преобразование
- приобретение психических новообразований через самостоятельный поиск
средств собственного психического развития. Данный тип развития осуществляется
при содействии взрослых участников образовательного процесса, основная задача
которых состоит в создании возможностей для самосовершенствования ребенка.
Гуманистическая педагогика, экзистенциально-гуманистический и субъектный
подходы к образованию реализуют данный принцип развития на практике.
Принцип детерминациипозволяет устанавливать взаимосвязь
предмета исследования с предыдущими или последующими событиями и отношениями
его жизни, прогнозировать его дальнейшее поведение в зависимости от
определенных воздействий среды. Выделяется два типа детерминации:
Каузальная
детерминация устанавливает такие отношения между психическими явлениями, когда
событие/отношение прошлого опыта неизбежно приводит к формированию
определенного психического качества человека. Например, девиантное поведение
подростка позволяет предположить наличие неблагоприятных факторов семейного
воспитания данного ребенка и выработать программу их оптимизации. Недостатками
интерпретации, построенной на каузальной детерминации, являются влияние
стереотипов, а также жесткая привязанность к прошлому опыту субъекта,
невозможность рассмотрения уникальных возможностей субъекта в преодолении
каких-либо трудностей.
Целевая
детерминация устанавливает такие отношения между психическими явлениями, когда
цели и ценности субъекта направляют и определяют его жизнедеятельность.
Психологическая помощь девиантному подростку в данном случае будет строиться на
основе выявления его жизненных целей и ценностей, а также формирования
самостоятельных навыков достижения данных целей.
Принцип системности. Предмет исследования
рассматривается как компонент системы, имеющей самостоятельную цель
функционирования. В педагогической психологии целью любой системы является
развитие ее участников, осуществляемое на различных уровнях:
индивидуальном,
который
включает в себя генотипические, когнитивные, эмоционально-волевые,
потребностно-мотивационные, личностные особенности и т.д.;
социальном,
в
котором содержатся коммуникативные навыки участников, выполнение социальных
ролей, принципы существования социальной общности и т.д.;
духовном,
имеющем
ценностно-смысловые основания существования человека, субъектность человека -
баланс между индивидуальными и социальными детерминантами поведения, отраженную
субъектность - вклад в культуру и жизнь других людей.
После того как установлен
состав уровней системы, анализируются взаимоотношения между ними, выявляются
закономерности их функционирования, изучается генезис системы и системные
качества изучаемого предмета.