Совокупность профессионально обусловленных требований к
учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической
деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны,
психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой –
научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.
Содержание профессиональной готовности как отражение цели
педагогического образования аккумулировано в профессиограмме, отражающей
инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности
учителя.
А.И. Щербаков к числу важнейших педагогических
способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные,
экспрессивные, коммуникативные и организаторские. Он также считает, что в
психологической структуре личности учителя должны быть выделены общегражданские
качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные,
индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки:
общепедагогические (информационные, мобилизационные, развивающие,
ориентационные), общетрудовые (конструктивные, организаторские,
исследовательские), коммуникативные (общение с людьми разных возрастных
категорий), самообразовательные (систематизация и обобщение знаний и их
применение при решении педагогических задач и получении новой информации).
Учитель – не только профессия, суть которой транслировать
знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.
В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как
непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого
характеризуют: высокая гражданская ответственность и социальная активность;
любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная
интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с
другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического
мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и
психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Педагогический такт во многом зависит от личных качеств
педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и
профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают
доверительные отношения между учителями и учащимися. Особенно отчетливо
педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога,
где крайне важны особая внимательность и справедливость.
Качества личности, характеризующие
профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и
концентрированным выражением его авторитетности. Если в рамках других профессий
привычно звучат выражения «научный авторитет», «признанный авторитет в своей
области» и т. п., то у учителя может быть единый и неделимый авторитет
личности.
Основу познавательной направленности личности составляют духовные
потребности и интересы. Одним из проявлений духовных сил и культурных
потребностей личности является потребность в знаниях. Непрерывность
педагогического самообразования – необходимое условие профессионального
становления и совершенствования. Один из главных факторов познавательного
интереса – любовь к преподаваемому предмету.