Педагогическая оценка является довольно широким понятием,
включающим оценки, даваемые ребенку не только учителем, но и родителями или
любыми другими лицами, занимающимися воспитанием и развитием детей.
Согласно Джеймсу оценка – «это возвращение
отраженного впечатления, могучее средство в руках педагога».
Педагогическую оценку в широком смысле стоит отличать от
школьной отметки, которая характеризует в баллах относительные и абсолютные
успехи ученика. Отметка является педагогическим стимулом, сочетающим средства
поощрения и наказания. Причем крайние значения отметок не всегда обладают такой
стимулирующей силой, которую имеют средние отметки. Педагогическая оценка
является особого рода стимулом. Особенно важную роль она играет в детские годы
и в период младшего школьного возраста, так как напрямую связана с
формированием у ребенка соответствующего отношения к себе. С помощью оценок,
даваемых ребенку со стороны значимых взрослых, очень просто разрушить его
верные представления о самом себе из-за того, что здесь примешиваются факторы
эмоционального порядка. Восстановить адекватное отношение к себе во много раз
сложнее.
Педагогические оценки бывают нескольких видов:
– предметные – касаются того, что делает или уже
сделал ребенок, но не его личности;
– персональные – относятся к субъекту и отмечают
индивидуальные качества человека;
– материальные – включают материальное
стимулирование детей за успехи (деньги, вещи, развлечения и др.);
– моральные – содержат характеристику действий ребенка
с точки зрения их соответствия принятым нормам морали;
– результативные – относятся к конечному результату
деятельности (что получилось);
– процессуальные – касаются самого процесса
деятельности (как сделано);
– количественные – соотносятся с объемом выполненной
работы;
– качественные – касаются качества, точности,
аккуратности и других показателей совершенства работы.
В более общем виде можно выделить три основные группы оценок
(по А.И. Лунькову):
– личностные – когда оценивается продвижение ученика по
отношению к его среднему уровню знаний, навыков, мышления, т. е. ребенок
сравнивается сам с собой;
– сопоставительные – когда ученики сравниваются между
собой;
– нормативные – когда достижения ребенка оцениваются
относительно некой безличной нормы выполнения задания.
Нормативные оценки используются 1–2 раза за тему в ходе выполнения
письменных контрольных работ. Приведем психологические требования к таким
контрольным: 1)целесообразно проводить их на сдвоенном уроке, чтобы обеспечить
нормальные условия ученикам с низкими темпами работы; 2)в состав контрольной
работы следует включать вопросы только по данной теме, разбитой на
последовательность элементов (единиц усвоения) так, что каждому элементу
соответствуют одно-два задания. В обычных же контрольных работах, как правило,
предлагаются задания из разных тем, что затрудняет общую оценку, так как
непонятно, какие темы ученик усвоил, какие нет.