Учебное сотрудничество представляет собой
разветвленную сеть взаимодействий по крайней мере по четырем линиям:
1) «учитель – ученик (ученики)»;
2) «ученик – ученик» (в парах и тройках);
3) общегрупповое взаимодействие учеников в коллективе;
4) «учитель – учительский коллектив».
Эти линии существуют не изолированно друг от друга: линия
«учитель – ученик», как правило, дополняется линией общегруппового
взаимодействия, если работа учителя идет с целым классом, или линией «ученик –
ученик» при выполнении на уроке тех видов работы, которые требуют объединения
учеников в малые группы.
Выделяют следующие достоинства совместной учебной
деятельности:
– возрастают объем усваиваемого материала и глубина его
понимания;
– растут познавательная активность и творческая
самостоятельность детей;
– тратится меньше времени на формирование знаний и
умений;
– меньше становится проблем с дисциплиной,
обусловленных дефектами учебной мотивации;
– ученики получают большее удовольствие от занятий,
комфортнее чувствуют себя в школе;
– меняется характер взаимоотношений учеников;
– усиливается сплоченность класса, при этом
самоуважение и взаимное уважение растут одновременно с критичностью,
способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности;
– ученики приобретают важнейшие социальные навыки –
такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других
людей, гуманистические мотивы общения;
– учитель получает возможность индивидуализировать
обучение, учитывая при делении на группы взаимные симпатии детей, уровень их
подготовки, свойственные им темпы работы;
– воспитательная работа учителя становится необходимым
условием группового обучения, так как все группы в своем развитии проходят
стадию конфликтных отношений и преодолеть ее без вмешательства учителя
школьники, как правило, еще не могут.
Выделяют две фазы становления совместной деятельности
учителя и учеников.
1. Фаза приобщения к деятельности включает: 1)
разделенные между учителем и учащимися действия; 2) имитирующие действия
учащихся; 3) подражательные действия учащихся.
2. Фаза согласования деятельности учащихся и учителя
включает: 1) саморегулируемые действия учащихся; 2) самоорганизуемые действия
учащихся; 3) самопобуждаемые действия учащихся.
Эти фазы выделяются в становлении учебного сотрудничества
школьников с педагогом. Относительно студенческого возраста предполагается
третья фаза – партнерство в совершенствовании освоения деятельности.
Равнопартнерство в этой модели совместной деятельности учеников и преподавателя
является результатом ее развития и становления. Чем старше обучаемые, тем
быстрее будет пройден путь становления подлинно совместной деятельности и
достигнуто равнопартнерское, субъект-субъектное взаимодействие в
учебно-воспитательном процессе.