Реклама - это источник информации, с которым мы встречаемся на каждом
шагу вне зависимости от того, хотим мы этого или нет. Вывески с
названиями компаний и щиты с рекламой товаров и услуг становятся всё
больше и больше, чтобы их было заметно "за версту” и гораздо дальше.
Передачи радио и телевидения регулярно прерываются рекламой, причём
очень часто одновременно на всех каналах, чтобы не было возможности её
избежать. Журналы, при попытке их быстро пролистать, открываются
исключительно на рекламных страницах, поскольку они напечатаны на более
толстых листах. Почтовый ящик, по большей части пустовавший, когда мы
жили в своей стране, вдруг неожиданно оказывается ежедневно наполненным
всякой всячиной, начиная от листовки кандидата в попечительский совет
местной школы и кончая многостраничным каталогом фирмы, торгующей по
почте. Не редкость - найти в нём настоящие образцы картофельных чипсов,
резиновых перчаток или женских гигиенических подкладок. Я уже не говорю о
многочисленных купонах, предлагающих скидку на всё что угодно.
Реклама в Америке - это огромный бизнес. В 1998 году объём затрат на
рекламу превысил 200 миллиардов долларов и продолжает расти темпами,
намного превышающими темпы инфляции или роста экономики в целом. Эта
сумма с одиннадцатью нулями ($200,000,000,000) превышает годовой валовой
национальный продукт таких стран, как Турция, Польша, Финляндия,
Тайвань, Норвегия, Португалия и многих других. Эта сумма была больше,
чем годовой национальный продукт Мартиника в 4 раза и составляла более половины годового валового национального продукта России.
Реклама бывает разной - от утончённой, умной и изящной до грубой и
дурацкой. Её цель - обратить внимание на рекламируемый товар любой
ценой. Есть выражение, что "плохой рекламы не бывает, а бывает
неэффективная”. В условиях, когда всё новые и новые товары и услуги
постоянно пытаются пробиться на рынок, и без того пересыщенный,
необходимым условием успеха даже для самых высококачественных из них
является усиленная реклама, способная пробудить интерес потребителей и
заставить их хотя бы попробовать новинку.
Реклама стоит дорого, и делают её профессионалы, хорошо знающие
психологию потребителя и играющие на самых глубинных основах
человеческой натуры, и нередко, успех товара определяется не столько его
достоинствами, сколько бюджетом, отведённым на его рекламу и
квалификацией людей, ведущих рекламную кампанию.
Необходимо помнить, что хотя и существуют законы, запрещающие
недобросовестную рекламу, они, как правило, применяются в случаях явного
обмана потребителей, да и то задним числом, когда ущерб уже нанесён.
Требования указывать возможное негативное воздействие товара выполняется
с применением всяческих трюков. Вы часто можете увидеть броские
названия и эпитеты в превосходной степени, расхваливающие, например,
лекарство от простуды, напечатанные крупным шрифтом, где только можно, а
его противопоказания или побочные эффекты, напечатанные таким мелким
шрифтом, что требуется микроскоп для их чтения.
Во многих случаях, совершенно незначительное улучшение по сравнению с
аналогичным товаром с помощью рекламы раздувается до небывалых
размеров, что позволяет продавать этот товар по повышенной цене. В то же
время, ничем не уступающий ему по качеству может не пользоваться
большим спросом только потому, что его производитель не может себе
позволить дорогостоящую рекламу.
Люди реагируют на рекламу по-разному. Те, кто принимают её за чистую
монету: "если рекламируют, то наверно это действительно хорошее”, часто
оказываются в проигрыше. Те, кто могут объективно оценивать товары,
принимая во внимание рекламу, но не завися от неё, всегда выигрывают.
Смотрите также: Казни в Саудовской Аравии.
|