Педагогическая организация самовоспитания является одним из
сильнейших воспитательных средств разностороннего развития личности подростков
и юношей в силу естественной опоры на их стремления и интересы. Учащийся,
ставящий себя в конкретном деле (или в ситуации общения) самозадачи по развитию
определенных сторон личности, становится более заинтересованным в эффективном
выполнении этого дела. Работа по активизации самовоспитания – область
педагогического творчества, углубленного познания и развития стремлений и
навыков каждого подростка. Самовоспитание постепенно подводит учащегося к
активизации и внутреннему принятию более широкого круга стремлений, и в первую
очередь стремлений культурных, развивает вкус к созданию собственной личности.
Такая педагогическая работа требует от руководителя деликатности, высокого
уважения к ребятам, завоевания их доверия. Например, нельзя разглашать
содержание дневников самовоспитания детей. В дневниках ребята дают искреннюю
самооценку своим качествам, о которой они не хотели бы оповещать других. Здесь
педагогическая тайна – закон для педагога, иначе он быстро лишится доверия и
вся работа пойдет насмарку.
Активизация самовоспитания волевых качеств, стиля общения,
эмоциональной выразительности входит как составная часть в работу педагога по
психиатрии и коррекции отрицательных состояний и стремлений. В ходе организации
самовоспитания педагог с помощью методик изучения личности, наблюдений
определяет индивидуальные психологические особенности своих подопечных, входит
в курс жизненной ситуации подростка, сложившейся дома и в школе.
Подростки склонны заниматься многими делами наскоками,
нерегулярно. Им трудна систематическая фиксация результатов работы над собой. В
этом педагогу может помочь использование различных форм фиксации результатов.
Педагогические условия и действия педагога по активизации самовоспитания:
– установление отношений доверия и сотрудничества между
педагогом и учащимся – через совместную творческую деятельность;
– ориентация учащихся на выдвижение одной-двух конкретных
и посильных самозадач;
– на следующем этапе педагог предлагает для
самовоспитания каждому школьнику ту область поведения, в которой у него
обнаружились наиболее слабые места проявления личности;
– соблюдение этапности в активизации самовоспитания: от
организации рядовых кратковременных самозаданий в свободных областях – к более
длительной корректировке слабых мест в личности, к самозадачам на неделю с
ведением дневника;
– никаких оценок за результаты самовоспитания!;
– педагог может определять лишь достаточно общую сферу
самовоспитания – конкретные задания себе подросток формулирует сам;
– педагог регулярно, но ненавязчиво побуждает ребят к
постановке самозадач (без санкций в случае отказа), обеспечивая систематичность
самовоспитания;
– педагог увязывает самозадачи ребят с задачей
успешного выполнения высокозначимой для них деятельности;
– интерес к самовоспитанию поддерживается варьированием области
самозадания целей, успехами, поощрением за малейшее продвижение вперед,
обсуждениями результатов выполнения самозадач, введением интересных форм
ведения дневника, оказанием своевременной помощи в реализации самозадач.