Одна из основ педагогики Песталлоци такова: «Никогда не
сравнивайте одного ребенка с другим, сравнивать следует каждого только с самим
собой». Еслиже ребенка все время
сравнивают с соседским мальчиком, который радует родителей, то у него
можетсформироваться образ себя как
совершенно никчемного человека, не способного ни на что хорошее. Его не спасут
даже отличные оценки, которые он будет получать в школе. Или же ненависть к соседскому мальчику и
его терроризирование.
Подсознательная
программа, сформированная родителями, всегда будет воздействовать на его
поведение сильнее, чем то, что он впитал позднее (пусть даже эти программы
донельзя позитивные!) Родительская программа всегда будет выигрывать борьбу с
более поверхностными программами. И будет восприниматься человеком как более
правильная, как единственно объективная реальность. В результате он будет
относиться к своим успехам как к временным достижениям, которые, конечно же, им
обязательно будут бездарно растранжирены.
Если ребенка заставить
сделать какое-либо действие, которое физически для него невыполнимо на том
этапе жизни (я называю это "проблемой большого ведра" - когда ребенок
пытается поднять слишком тяжелое для него ведро с водой), то его, кроме
сиюминутного разочарования, ждут более серьезные неприятности.
Если он в детстве будет постоянно терпеть подобные
неудачи, то в дальнейшей жизни может стать очень неуверенным в себе человеком с
мощным комплексом неполноценности. Он на своем горьком опытеубеждается, что к чему - либо стремиться -
совершенно бесполезно.И внутри него
появляется программа: «Я неудачник! У меня никогда ничего хорошего не
получалось! И вряд ли получится!». А программа, как ты, сынок, уже понял –
штука самореализующаяся. И шутки шутить не любит!