ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Понедельник, 29.04.2024, 16:52

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Новости [2350]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новости образования » Новости

    СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОРГАНОВ СЛУХА И АРТИКУЛЯЦИИ

    Биолингвистика исследует язык, обращая внимание на его биологические особенности. Эти особенности могут быть обнаружены только в связи с изучением органов человеческого тела, которые участвуют в речевой деятельности. Сами по себе эти органы изучаются в биологии. Биолингвистика находится на стыке между лингвистикой и биологией. В ее задачу входит изучение биологических механизмов речевой деятельности. Эти механизмы базируются в трех органах – органах слуха, органах артикуляции и коре головного мозга. Изучению строения и функционирования этих органов и посвящены соответствующие разделы биолингвистики: биолингвистика слуха, биолингвистика произношения и био­лингвистика мозга. Рассмотрение биологических основ речевой деятельности проводится, как правило, в особых разделах фонетики. Это связано с деятельностью таких ученых, как О. Есперсен, Д. Джоунс,
    В. А. Богородицкий, Л. В. Щерба и др. В учебниках по фонетике имеются разделы по биолингвистике у М. И. Матусевич (Современный русский язык. Фонетика. – М., 1976. – С. 16 – 27) и у Л. Р. Зиндера (Общая фонетика. – М.; 1979.—С. 83—110). Попытка построения биолингвистики как особой внешнелингвистической дисциплины была осуществлена Е. Леннебергом в книге Biological Foundation of Language (N. Y., 1967). См. также: Вартанян И. А. Звук – слух – мозг.—Л., 1981. Биолингвистика слуха. В человеческом ухе различают три основные части – наружное ухо, состоящее из ушной раковины и наружного слухового прохода; среднее ухо, в котором находятся молоточек, наковальня и стремя; внутреннее ухо, заполненное лимфатической жидкостью. Звуковые волны направляются от наружного уха к среднему через барабанную перепонку, которая защищает органы слуха от слишком громких звуков. В среднем ухе звуки передаются с помощью трех косточек, образно названных молоточком, наковальней и стременем. Из среднего уха звуковой сигнал поступает во внутреннее ухо, а затем – в слуховой центр головного мозга. В результате этого обеспечивается восприятие звуков. Биолингвистика произношения. Органы артикуляции подразделяются на вспомогательные и основные. К первым из них относятся легкие, бронхи, трахея. Назначение этих органов – направлять в основные органы артикуляции воздушную струю, необходимую для образования звуков. К основным органам произ­ношения относятся гортань, глотка, рот и нос. Гортань состоит из хрящей и голосовых связок. Назначение хрящей, приводимых в движение особыми мускулами, состоит в том, чтобы натягивать или расслаблять голосовые связки, представляющие собою две эластичные мышцы. При произношении глухих соглас­ных эти мышцы расслаблены, а при произношении гласных и звонких согласных они колеблются и тем самым становятся источником этих звуков. Назначение глотки – направлять воздушную струю в ротовую или носовую полость. Последняя участвует в образовании носовых звуков. Когда нёбная занавеска приподнимается, воздушная струя направляется в рот. Основную звукообразующую функцию во рту выполняет язык. Многообразие звуков, создаваемых говорящим, во многом зависит от того, что язык может продвигаться как по вертикали, так и по горизонтали. Биолингвистика мозга. Еще во второй половине XIX в.
    К. Вернике и П. Брока обнаружили слуховой и произносительный центры в левом полушарии головного моигн. К. Вернике и
    П. Брока в какой-то мере предвосхитили открытие, сделанное в 70-х годах нашего столетия, – открытие асимметрии мозга. Было обнаружено, что у правшей (у левшей – наоборот) левое полушарие имеет речевую специализацию, а правое – наглядно-образную. У ученых, как правило, более развито левое полушарие, а у художников – правое. Известно, что у кинорежиссера Сергея Эйзенштейна правое полушарие было намного больше левого (см. об этом книгу В. В. Иванова «Чет и нечет». – М., 1979). Если у человека нарушена деятельность правого полушария, он с трудом ориентируется в окружающей обстановке. Если же у него нарушена деятельность левого полушария, он страдает речевыми расстройствами (афазией). Афазия существует во множестве форм (они подробно описаны в книге А. Р. Лурия «Основные проблемы нейролингвистики» (М., 1975). Так, в этой книге описан больной, который мог схва­тывать значения отдельных слов, но путался в установ­лении значений различных синтаксических конструкций. «В ответ на просьбу сказать, что означает конструкция «брат отца» он беспомощно говорил: «Вот... брат... и отец... а вот как вместе?.. – не могу схватить...». Естественно, что различение обратимых конструкций «брат отца» и «отец брата» оставалось полностью недоступным больному, и в ответ на предложение сказать, чем они различаются, он повторял: «Отец брата... брат отца... и тут отец; и тут отец; и тут брат – и тут брат... не знаю, в чем разница» (Указ, соч. – С. 202). Существуют речевые нарушения, проявляющиеся в неспособности оперировать лексемами. Вот как, на­пример, афатики объясняют значения некоторых слов в этом случае: «Медуза – что-то родное, а что – я не знаю»; «Ледокол – это самолет нет бьет рыбу.»; «Бивень – не знаю... белый волк... медведь белый?..»; «Рассадник – это трава, наверное» (Указ. соч. – С. 195). Крайняя форма афазии, связанная с нарушением синтагматического мышления, выливается в речь, где полностью отсутствует ее синтаксико-морфологическая организация. «Так, передавая историю своего ранения, такие больные могли говорить: «Вот... фронт... солдаты... поход... солдаты... стрелять... вот... голова... рана... и госпиталь... и вот...» (Указ. соч. – С. 78). Мы видим, что такие больные владеют только первичной формой фразообразовательной деятельности – отбором лексем, тогда как вторичная и третичная формы этой деятельности, которые связаны с морфологизацией лексем и установлением синтаксических связей между ними, оказываются им недоступными.

    Категория: Новости | Добавил: Admin (25.02.2010)
    Просмотров: 5862 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    English Vocabulary in Use - серия учебны...
    PRONE TO, GIVEN TO, APT TO, LIKELY TO, L...
    Голденков М.А. Осторожно! Hot Dog! Совре...

    Vincent Van Gogh 
    Местоимения This, That 
    Местоимение Such 

    Классный час по культуре поведения учащи...
    Английский язык для школьников №19
    Презентация по английскому языку

    Ассоциация 1.0 
    Адъективация 
    Варваризмы 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz