СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образование может рассматриваться в разных смысловых
плоскостях.
1. Образование как система имеет определенную структуру
и иерархию ее элементов в виде научных и учебных заведений разного типа
(дошкольное, начальное, среднее, среднеспециальное, высшее образование,
постдипломное образование).
2. Образование как процесс предполагает протяженность
во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого
процесса, технологичность, обеспечивающую изменения, преобразования.
3. Образование как результат свидетельствует об
окончании учебного заведения и удостоверении этого факта сертификатом.
Образование обеспечивает в конечном счете определенный
уровень развития познавательных потребностей и способностей человека,
определенный уровень знаний, умений, навыков, его подготовки к тому или иному
виду практической деятельности. Различают общее и специальное образование.
Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения, навыки,
которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для
получения в дальнейшем специального – профессионального образования. По уровню
и объему содержания как общее, так и специальное образование может быть
начальным, средним и высшим. Сейчас, когда возникает необходимость непрерывного
образования, появился термин «образование взрослых», поствузовское образование.
Под содержанием образования B.C. Леднев понимает «...содержание триединого
целостного процесса, характеризующегося, во-первых, усвоением опыта
предшествующих поколений (обучение), во-вторых, воспитанием типологических
качеств личности (воспитание), в-третьих, умственным и физическим развитием
человека (развитие)». Отсюда следуют три компонента образования: обучение,
воспитание, развитие.
Современное понимание образования мы находим в Законе
Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.): «Под образованием в
настоящем Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в
интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией
достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных
уровней (образовательных цензов)». Общие требования к содержанию образования
изложены в ст. 14 этого Закона:
«1. Содержание образования является одним из факторов
экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:
– на обеспечение самоопределения личности, создания
условий для ее самореализации;
– на развитие гражданского общества;
– на укрепление и совершенствование правового
государства.
2. Содержание образования должно обеспечивать:
– формирование у обучающегося адекватной современному
уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины
мира;
– адекватный мировому уровень общей и профессиональной
культуры общества;
– интеграцию личности в системы мировой и национальных
культур;
– формирование человека-гражданина, интегрированного в
современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
– воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества».