Педагогическим способностями называют совокупность
индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих
требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой
деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений
заключается в том, что педагогические способности – это особенности личности, а
педагогические умения – это отдельные акты педагогической деятельности,
осуществляемые человеком на высоком уровне.
Каждая способность имеет свою структуру, в ней
различают ведущие и вспомогательные свойства.
Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:
педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче
знаний.
Педагогический такт – это соблюдение педагогом
принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности,
умение выбрать правильный подход к учащимся. Педагогический такт предполагает:
уважение к школьнику и требовательность к нему; развитие самостоятельности
учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их
работой; внимательность к психическому состоянию школьника и разумность и
последовательность требований к нему и др.
Педагогическая наблюдательность – это способность
учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже
малозаметные свойства учащихся.
Дидактические способности – способности передавать
учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им
материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у
учащихся активную самостоятельную мысль. Академические способности –
способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии,
литературе и т. д.).
Перцептивные способности – способность проникать во
внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность,
связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических
состояний.
Речевые способности – способность ясно и четко
выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
Организаторские способности – это, во-первых,
способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на
решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою
собственную работу.
Авторитарные способности – способность
непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой
основе добиваться у них авторитета.
Коммуникативные способности – способность к общению с
детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними
целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие
педагогического такта.
Педагогическое воображение (или прогностические
способности) – это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий
своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного
с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении
прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
Способность к распределению внимания одновременно
между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы
учителя.