Данная теория предполагает такое построение учебной
деятельности, при котором на основе внешних предметных действий, организованных
по определенным правилам, формируются знания, умения, навыки.
В ходе практической деятельности у человека формируется
ориентировочная основа действия (ООД) – система представлений о цели,
плане и средствах осуществления предстоящего выполняемого действия.
Чтобы безошибочно выполнять какое-либо действие, человек
должен знать, что при этом произойдет и на каких аспектах происходящего будет
сконцентрировано его внимание, – это позволит не выпустить желаемые
изменения из-под контроля. Данные положения и составили основу рассматриваемой
теории, согласно которой обучение строится в соответствии с ООД, усвоенной
обучаемым.
Виды ориентировок: 1) ООД – конкретный образец
(демонстрация или описание действия без каких-либо указаний о методике его
выполнения); 2) ООД содержит полные и подробные указания о правильном
выполнении действия; 3) ООД обучаемый создает самостоятельно на основе
полученного задания.
Типы ориентировок: 1) действия методом проб и ошибок;
2) предполагается постановка задачи и разумное изучение сторон действия, прежде
чем оно будет выполнено; 3) есть возможность составить и реализовать
ориентировочную основу нового действия.
Согласно концепции П.Я. Гальперина предметное действие и
выражающая его мысль – звенья единого процесса постепенного преобразования
материального действия в идеальное. Действие функционально связано с предметом,
на который оно направлено, и включает в себя продукт (цель преобразования
действия и средства преобразования). Это исполнительская часть формирующего
действия.
Цикл усвоения действия состоит из ряда этапов (базисом цикла
является формирование мотивационной основы – привлечение внимания, пробуждение
интереса, результат – желание получить соответствующее знание).
1– й этап. Предварительное ознакомление с действием (по
инструкции, описанию, визуально). В результате в сознании формируется ООД,
т. е. система указаний, как выполнить разучиваемое действие.
2– й этап. Материальное действие. Учащиеся на тренажерах,
макетах выполняют реальные действия во внешней, материальной, развернутой
форме. Осуществляется контроль выполнения каждой операции. В результате после
решения нескольких однотипных задач (например, подготовка ЭВМ к работе)
обращение к ООД отпадает.
3– й этап. Внешнеречевой. Обучаемый проговаривает вслух
действия, которые осваиваются. В результате происходит обобщение, сокращение и
автоматизация действия.
4– й этап. Внутренней речи. Действие проговаривается «про
себя». В результате обобщение действия и его свертывание происходят наиболее
интенсивно.
5– й этап. Усвоенное действие. Выполняется автоматически,
мысленно не контролируя правильность его выполнения. В результате действие
переходит во внутренний план и не требует внешней опоры.
Сильные стороны теории: 1) сокращается время формирования
навыков и умений за счет показа образцового выполнения действия; 2) достигается
высокая автоматизация выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией; 3)
обеспечивается доступный контроль качества выполнения как действия в целом, так
и его определенныхопераций;4)возможна оперативная коррекция методик обучения с
целью их оптимизации.
Слабые стороны теории: 1) существенно ограничены возможности
усвоения теоретических знаний; 2) сложна разработка методического обеспечения
(полно) алгоритма операций); 3) у обучающихся формируются стереотипные
мыслительные и моторные действия в ущерб развитию творческого потенциала.