Сынок! Ты должен прекрасно понимать, что главная роль
в воспитании ребенка все-таки лежит на матери. От ее психологического состояния
зависит здоровье ребенка. Поэтому самое главное, что ты можешь сделать для
своего ребенка – любить его мать.
Учеными четко определено, что уравновешенные дети
вырастают в тех семьях, где есть теплое отношение между родителями и родителей
и детьми. И где оно сочетается со строгими ограничениями. В нашей семье, в
которой ты вырос, все было именно так.
Творческая
компонента личности проявляется спонтанно и очень рано в каждом ребенке.
Например, ты в пятилетнем возрасте пришел с улицы и сказал нам: "Я знаю, что
такое наркотик!” У нас тут же зашевелились волосы на голове! Пятилетний ребенок
знает это - что же будет в пятнадцать лет? Но мы не ударились в панику, ведь
оба мы психологи и педагоги. А спросили: "Ну и что же это такое?” "Это котик,
который живет в норе!”
Но не все ведь
могут реагировать на акт творчества своего ребенка подобным образом. Чаще всего
родители спешат задавить такое творчество репрессиями. Если ребенок делает или
говорит что-либо нестандартное, то чаще всего он слышит от родителей: "Не
говори глупостей! Не делай так - это плохо!" А в некоторых случаях они
закрепляют свои слова ремнем.
Понятно, что в следующий раз
ребенок поостережется посвящать своих родителей в результаты своих творческих
поисков. И «творческие планы» тоже будет держать от них в тайне. А при
постоянном повторении наказания начнет просто бояться всего нестандартного и
творческого. Это один из механизмов, который приводит к закрытию человека
"в футляр". И человек ВСЮ ЖИЗНЬ будет бояться творить - чтобы не натворить. Такова уж наша
культура, что в русском языке слова "творить” и "натворить” стали чуть ли не
синонимами.
Важным компонентом жизни ребенка являются его
фантазии. Веселое, свободное воображение – признак здоровья, психической
уравновешенности. Милтон Эриксон говорил, что бессознательная фантазия является
сигналом, который подает подсознание, сообщая о действительно существующих, но
скрытых возможностях. Через претворение тех или иных своих фантазий в жизнь
ребенок получает опыт реализации своего творческого потенциала. Если этот опыт
им будет оцениваться на «отлично», то из него может вырасти творческий человек.
Маленькие дети непосредственны и не умеют говорить неправду. Но в 3-4
года ребенок вдруг понимает, что можно сказать то, чего нет. И это для него
настолько ново и интересно, что он начинает экспериментировать. Обычно он это
делает творчески, рассказывая, что толькочто видел, как пролетела Баба-Яга на помеле. И как только появляется возможность, ребенок
начинает исследовать окружающее пространство. Результатом этой
«исследовательской работы» бывают разбитые вазы, сломанные игрушки,
царапающиеся кошки и тому подобные вещи.