Организация учебной деятельности. Прежде всего
следует заметить, что основными трудностями для детей, поступивших в школу,
являются режим, новые отношения и требования. В период адаптации важно
использовать дополнительные моральные стимулы к учебе (похвалу, поощрение и
т. п.) и по возможности свести до минимума наказания.
Особенностью обучения младших школьников является
необходимость включения в учебную деятельность игр (дидактических, предметных,
спортивных и др.).
В начальной школе ребенок овладевает чисто исполнительскими
элементами учебной деятельности. Затем ученику может предлагаться овладение
следующим элементом учебной деятельности, а именно контролем. В этом возрасте
лучше использовать внешний контроль со стороны взрослого (учителя) и
самоконтроль.
Можно применять и взаимный контроль, но не между
сверстниками, а между учеником и учителем или родителем. Функция родителя:
следить, чтобы ребенок не пропускал ошибки, не подсказывая, а выражая сомнение
и неуверенность. После исправления всех ошибок ребенок переписывает домашнее
задание к себе в тетрадь. Мотивация к такой игре сохраняется у ребенка на 1–2
месяца, чего вполне хватает, чтобы сдвинуть ситуацию с домашними заданиями с
мертвой точки и передать ребенку элементарные навыки контроля.
Иногда в начальной школе у детей могут возникать проблемы
при обучении чтению и письму, особенно это касается шестилеток. С одной
стороны, это можно объяснить тем, что их периферическая нервная система не
подготовлена к выполнению таких интеллектуальных задач, как чтение и письмо.
Так происходит, когда в организме ребенка недостает миелина,
из которого образуется оболочка, покрывающая нервные окончания и способствующая
прохождению нервных импульсов, от чего зависит осуществление мускульных
движений.
Поскольку миелинизация распространяется от головы вниз и от
центральной нервной системы к периферической, контроль длинных мышц руки и
координации мелких мускулов пальцев становится доступным не сразу. От
координации движений пальцев зависит возможность осуществления такой операции,
как письмо. В последнюю очередь миелинизации подвергается зрительный аппарат,
который также имеет важнейшее значение при освоении навыков чтения и письма.
Еще один аспект психологических трудностей, связанных с
обучением чтению: ребенку трудно сразу начинать читать вслух, а именно такая
практика существует в школе. Заметим, что при этом ребенку предстоит: 1) читать
правильно, с выражением и желательно побыстрее; 2) успевать осознать смысл
прочитанного; 3) понимать и переживать, что его чтение полностью контролируется
извне и что каждая ошибка будет замечена и оценена.
При такой установке ребенку трудно получить удовольствие от
чтения, и он может бессознательно заключить, что чтение нужно взрослым, а не
ему. Трудность и напряженность процесса чтения можно частично снять другой
установкой: «Ты сначала прочитай „про себя" и для себя, а потом повтори вслух
для меня». Тогда ребенок читает дважды, и внутреннее действие, «созрев» внутри,
проявляется в готовом виде «вовне» для другого.
Одной из причин проблем обучения может быть плохая память. У
таких детей надо формировать и развивать мнемическую деятельность, т. е.
следует обучать их специальным приемам запоминания.
Другие проблемы обучения выясняются при анализе игровой и
конструкторской деятельности ребенка. В этом случае важно определить «ближайшую
зону развития» ребенка, т. е. выяснить то, что он в состоянии понять и
усвоить сам при минимальной помощи взрослого.