Речевые умения
Говорение
Диалогическая речь . Развитие у школьников диалогической речи на средней
ступени предусматривает овладение ими умениями вести диалог этикетного характе -
ра , диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию и диалог-обмен мнениями, а
также их комбинации :
Речевые умения при ведении диалогов этикетного характера:
♦ начать, поддержать и закончить разговор;
♦ поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
выразить благодарность ;
♦ вежливо переспросить, выразить согласие/ отказ.
Объем этикетных диалогов – до 4 реплик со стороны каждого учащегося.
Речевые умения при ведении диалога-расспроса:
♦ запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Как?
Где ? Куда? Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию
отвечающего ;
♦ целенаправленно расспрашивать, «брать интервью».
Объем данных диалогов – до 6 реплик со стороны каждого учащегося.
Речевые умения при ведении диалога-побуждения к действию:
♦ обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;
♦ дать совет и принять/не принять его;
♦ пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться
принять в нем участие ;
♦ сделать предложение и выразить согласие/несогласие, принять его, объ-
яснить причину .
Объем данных диалогов – до 4 реплик со стороны каждого учащегося.
Речевые умения при ведении диалога –обмена мнениями:
♦ выразить точку зрения и согласиться/не согласиться с ней;
♦ высказать одобрение/неодобрение;
♦ выразить сомнение;
♦ выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий (ра-
11
дость /огорчение, желание/нежелание);
♦ выразить эмоциональную поддержку партнера, в том числе с помощью
комплиментов .
Объем диалогов - не менее 5-7 реплик со стороны каждого учащегося.
При участии в этих видах диалога и их комбинациях школьники решают раз -
личные коммуникативные задачи , предполагающие развитие и совершенствование
культуры речи и соответствующих речевых умений .
Монологическая речь . Развитие монологической речи на средней ступени
предусматривает овладение учащимися следующими умениями :
♦ кратко высказываться о фактах и событиях, используя основные ком-
муникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика),
эмоциональные и оценочные суждения ;
♦ передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на
текст ;
♦ делать сообщение в связи с прочитанным текстом.
♦ выражать и аргументировать свое отношение к прочитанно-
му /услышанному.
Объем монологического высказывания – до 12 фраз.
Аудирование
Владение умениями понимать на слух иноязычный текст предусматривает по-
нимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их со -
держание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и пол-
ным пониманием текста ) в зависимости от коммуникативной задачи и функциональ-
ного типа текста .
При этом предусматривается развитие следующих умений :
♦ прогнозировать содержание устного текста по началу сообщения и
выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте ;
♦ выбирать главные факты, опуская второстепенные;
♦ выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагма-
тического характера с опорой на языковую догадку , контекст;
♦ игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для по-
нимания .
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и ин -
тересам учащихся 8-9 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность.
Время звучания текста – 1,5-2 минуты.
Чтение
Школьники учатся читать и понимать аутентичные тексты с различной глуби-
ной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с
пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным понимани-
ем содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интере-
сующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и ин -
тересам учащихся 8-9 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность,
воздействовать на эмоциональную сферу школьников .
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря .
12
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутен -
тичных материалах , отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучае-
мого языка .
Умения чтения , подлежащие формированию:
♦ определять тему, содержание текста по заголовку;
♦ выделять основную мысль;
♦ выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
♦ устанавливать логическую последовательность основных фактов/ собы-
тий в тексте .
Объем текста – до 500 слов.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на облегченных аутен -
тичных текстах разных жанров .
Умения чтения , подлежащие формированию:
♦ полно и точно понимать содержание текста на основе его информаци-
онной переработки (языковой догадки, словообразовательного и грамматического
анализа , выборочного перевода, использование страноведческого комментария);
♦ оценивать полученную информацию, выразить свое мнение;
♦ прокомментировать/объяснить те или иные факты, описанные в тек-
сте .
Объем текста - до 600 слов.
Чтение с выборочным понимание нужной или интересующей информации
предполагает умение просмотреть аутентичный текст , (статью или несколько ста-
тей из газеты , журнала, сайтов Интернет) и выбрать информацию, которая необ-
ходима или представляет интерес для учащихся .
|