ВИДЫ НАУЧЕНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ НАУЧЕНИЯ
Процесс развития организма и психики не во всех случаях
связан с научением: в него, например, не входят процессы и результаты, которые
характеризуют биологическое созревание организма, разворачиваются и протекают
по биологическим, в том числе генетическим, законам.
У человека имеются пять видов научения. Три из них
свойственны также животным и объединяют человека со всеми другими живыми
существами, обладающими развитой центральной нервной системой.
1. Научение по механизму импринтинга. Слово
«импринтинг» в переводе с английского дословно означает «запечатление». Как у
человека, так и у животных этот механизм является ведущим в первое время после
рождения и представляет собой быстрое автоматическое приспособление организма к
условиям жизни с использованием врожденных форм поведения – безусловных
рефлексов. Через им-принтинг формируются инстинкты, генетически
запрограммированные и мало поддающиеся изменению.
2. Условно-рефлекторное научение. Название этого
вида научения говорит само за себя: в его рамках жизненный опыт приобретается
за счет формирования условных рефлексов. Начало его исследования было положено
работами выдающегося русского физиолога И.П. Павлова. В результате формирования
условного рефлекса у организма вырабатывается реакция на биологически
безразличный стимул, не вызывавший такой реакции ранее.
3. Оперантное научение. В этом случае
индивидуальный опыт приобретается «методом проб и ошибок». Задача или ситуация,
с которыми сталкивается индивид, порождают у него множество разнообразных
поведенческих реакций, с помощью которых он пытается эту задачу решить. Каждый
из вариантов решения последовательно пробуется на практике и автоматически
оценивается достигаемый при этом результат.
4. Викарное научение осуществляется путем прямого
наблюдения за поведением других людей, в результате которого человек сразу
перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Этот вид научения особо
значим в младенчестве и раннем детстве, когда, еще не владея символической
функцией речи, ребенок приобретает опыт в основном путем подражания.
5. Вербальное научение дает человеку возможность
приобретать новый опыт через язык и речевое общение. Благодаря ему человек
может передавать другим владеющим речью людям и получать от них необходимые
знания, умения и навыки. Для этого они должны быть выражены в словах, понятных
обучающемуся, а значение непонятных слов нуждается в разъяснении. Если говорить
шире, то средством вербального научения служит не только словесная речь, но и
другие знаковые системы, одной из которых является язык. К знаковым системам
также относятся символика, используемая в математике, физике, химии,
графическая символика, используемая в технике, искусстве и других областях
деятельности. Усвоение языка и других символических систем, приобретение
способности оперировать ими освобождают человека от необходимости реального
столкновения с объектом изучения и его познания с помощью органов чувств.
Процесс научения реализуется за счет следующих
интеллектуальных механизмов: формирования ассоциаций (установления связей между
отдельными знаниями или частями опыта), подражания (в основном в области
формирования умений и навыков), различения и обобщения (в сфере формирования
понятий), инсайта(«догадки», т. е. непосредственного усмотрения какой-либо
новой информации в уже известном по прошлому опыту), творчества (основы для
создания новых знаний, предметов, умений и навыков).