ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Пятница, 03.05.2024, 16:39

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Все для экзамена [1308]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Все для экзамена » Все для экзамена

    Традиционный подход к формированию категорий.
    Категоризация - это одно из базовых понятий когнитивной лингвистики, которое раскрывает общие принципы познавательной процесса и формирования знаний. Познавая мир, мы дели окружающие нас предметы и явления на определенные группы и категории: дома, автомобили, люди, действия, состояния и т.д. В основе формирования категорий лежат определенные структуры знания - когнитивные модели, концепты, фреймы - знания о том, какие элементы входят в состав или могу быть отнесены к данной категории, каковы их основные характеристики, как и какими отношениями они связаны с другими категориями, какие образцы являются более типичными для этой категории, какие - менее типичными и т.д.
    Категоризовать объект - значит указать (назвать) категорию, к которой он относится. Это и есть категоризация - мысленное отнесение объекта к определенной категории, которое внешне осуществляется (в звуковой или графически форме) с помощью языка.
    Категоризация, по мнению Дж.Лакоффа, требует весьма серьез-ного отношения, поскольку именно она лежит в основе нормального функционирования нашего мышления, восприятия, практической деятельности и речи. Мы имеем категории для всего, о чем только можно подумать. Соответственно изменение самого понятия категории означает изменение нашего понима-ния мира, всей области наших знаний - от представлений о биологических видах до понимания того, что есть слово.
    В большинстве случаев категоризация происходит неосознанно, и человек задумывается о ее существовании только в проблемных ситуациях. Занимаясь практической деятельностью и передвигаясь в окружающем мире, мы автоматически категоризуем животных, людей и физические объекты - как естественные, так и созданные человеком (артефакты). Большая часть категорий мышления не есть категории вещей. Они являются категориями абстрактных сущностей: события, эмоции, пространственные и социальные отношения, абстрактные понятия. Поэтому адекватное описание человеческого мышления должно базироваться на теории, которая полностью учитывает все наши категории, как конкретные, так и абстрактные.
    В настоящее время в лингвистике принято говорить о трех точ-ках зрения, или трех основных подходах к вопросу о том, как формируются категории и как они представлены в сознании человека. Первая точка зрения считается классической, или традиционной, и восходит к воззрениям Платона и Аристотеля. Вторая связана с именем Л.Витгенштейна и считается прямо противоположной классическому подходу. Третья, как определенный компромисс между этими двум крайними точками зрения, основывается на теории прототипов, раз-работанной в рамках когнитивной психологии (Б.Берлин, П.Кэй, Э.Рош и др.), и называется соответственно прототипическим подходом к формированию категорий. Остановимся на этих трех точках зрения несколько подробнее.
    Классический подход базируется на следующих принципах. Во-первых, содержание той или иной категории исчерпывается набором обязательных и наиболее существенных признаков, которыми должны обладать все члены данной категории. Соответственно, во-вторых, все элементы категории равноправны по своей значимости, их принадлежность к этой категории определяется обязательным наличием существенных для данной категории признаков и, следовательно, в-третьих, границы категории строго определены. В-четвертых, все признаки категории бинарно противопоставлены. Та или иная вещь либо обладает необходимым признаком, либо нет и, как следствие, либо является элементом данной категории, либо нет. Двойной статус и промежуточные случаи исключаются. Другими словами, предмет относится к категории А, если он обладает всеми существенными признаками категории А. Если же он не удовлетворяет этому условию - не обладает каким-либо из существенных признаков, - то он не является элементом категории А, а относится к другой какой-то категории. Из этого следует, что категории в рамках классического подхода традиционно мыслились как вполне ясные конструкты, не представляющие собой никаких проблем. Они рассматривались как абстрактные вместилища: одни предметы входят в данную категорию-вместилище, другие находятся вне ее. При этом предметы входят в категорию тогда и только тогда, когда им присущи определенные общие свойства, которые и определяют категорию в целом.
    Классическая теория категорий не является результатом эмпирического исследования. Она была по существу философским взглядом, сформированным на основе априорных рассуждений, и принималась как данность в большинстве научных дисциплин, как абсолютно бесспорная истина.
    Этот подход основывается, в первую очередь, на учении Платона об «идеях» вещей. Эти принципы далее уточняет и развивает Аристотель. Если какое-либо существо не обнаруживает хотя бы одного из этих признаков, то оно не является членом данной категории и, напротив, признается фактом, что любое существо, обнаруживающее оба эти признака, является элементом данной категории.
    Таким образом, Аристотель более явно и в целостном виде фор-мулирует то учение о категориях и их существенных свойствах, которое было намечено Платоном. Именно это учение и получило название классического, или традиционного, подхода к формированию категорий, поскольку оно доминировало в психологии, философии и лингвистике на протяжении почти всего ХХ-го столетия.
    Категория: Все для экзамена | Добавил: pressa (17.06.2012)
    Просмотров: 2095 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Учебник русского языка в США
    4-летняя художница выставила свои картин...
    Скороговорки на английском языке

    TEST — WHICH, THAT, WHAT 
    Какова роль Глобального образования в да... 
    Остров Пасхи 

    Английский язык для школьников №21
    Рекомендованная литература для обучения ...
    Английский язык для школьников №8

    Вербализация 
    Joyce_A_Portrait 
    Harry Potter and the Order of Phoenix 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz