Затруднения общения у педагога могут возникнуть в самых
разных областях, но основными из них являются следующие: этносоциокультурная,
статусно-по-зиционно-ролевая, возрастная, индивидуально-психологическая,
деятельностная.
Этносоциокультурная область включает затруднения,
связанные с особенностями этнического сознания, стереотипами, ценностями,
установками, проявляемыми в общении в конкретных условиях социального и
культурного развития человека. Каждый субъект деятельности и партнер по
общению, являясь носителями определенного менталитета, взаимодействует с
другими людьми в соответствии с нормами, традициями, образом мира и
мироощущением, присущими народу, представителем которого они являются.
Статусно-позиционно-ролевая область затруднений
обусловлена такими причинами, как особенности семейного воспитания, позиция в
общности, атрибуты роли, статус учреждения и т. д. Такие затруднения в
общении чаще всего возникают в ситуациях нарушения прав и обязанностей,
составляющих роль учителя и ученика. Например, право учителя спрашивать
предполагает обязанность ученика отвечать, но, если ученик задает вопрос, на
который учитель затрудняется ответить, последний может воспользоваться своим
более высоким статусом и избежать ситуации необходимости отвечать на вопрос
сразу – он вправе изменить ход общения по своему усмотрению, а ученик в таком
праве гораздо более ограничен. Более высокий статус учителя предполагает
наличие у него авторитета для учеников.
Возрастная область затруднений связана с тем, что
учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен
взрослым, а учитель продолжает обращаться к нему, как к ребенку. Затруднения в
общении могут возникнуть и в том случае, когда педагог в силу занятости или
других интересов действительно не знает, чем именно в данный момент больше
всего увлечена молодежь, не имеет представления о ценностях нынешней молодежной
субкультуры.
Индивидуально-психологическая область затруднений
чаще всего служит причиной возникновения коммуникативных барьеров. Эти
затруднения обусловлены взаимосвязью трех факторов:
индивидуально-психологических особенностей учителя, аналогичных черт ученика и
их принятия друг другом. Среди индивидуально-психологических особенностей
партнеров, оказывающих наибольшее влияние на общение, отмечаются уровень
общительности, эмоциональная устойчивость, импульсивность, экстра-или
интроверсия, локус контроля, особенности когнитивного стиля. Когнитивный стиль
деятельности представляет собой систему особенностей познавательной
деятельности, организации памяти, стратегии выбора средств и способов действий
и принятия решений. Выделены два полярных когнитивных стиля: с низкой и высокой
дифференциацией.
Деятельностная область
затруднений включает трудности, связанные непосредственно с педагогической
деятельностью учителя и учебной деятельностью ученика. Учитель, не полностью
овладевший всеми тонкостями своей профессии, может испытывать трудности в
постановке и решении педагогических задач, что выражается в недостаточно точном
планировании своей деятельности, неучете прошлых ошибок. Это приводит к
формализации урока и снижению интереса учащихся.