Hеобходимость правильного понимания людьми друг друга в про- цессе
совместной жизни и деятельности привела к тому, что область явлений,
изучаемых психологией, привлекла внимание человека задолго до того, как
психические явления стали предметом научного познания.
Помимо общих, существуют и специальные
требования, относящиеся к каждой области деятельности психолога. Специалист
по психодиагностике должен в совершенстве владеть соответствующими методами и
быть способным давать квалифицированную оценку возможности их применения на
практике. Специализация в области консультирования предполагает хорошее знание
техники и технологии проведения бесед, способность привлекать внимание людей к
себе, располагать и убеждать их, умение хорошо понимать людей, вызывать у них
доверие и быть убедительным в своих психологических воздействиях. Для
проведения мероприятий по психокоррекции психолог должен хорошо владеть
техникой организации и проведения социально-психологических тренингов, приемами
психоанализа идругими психотерапевтическими техниками.
В России создание психологической службы в
образовательных учреждениях находится в зачаточном состоянии. В США
психологическая служба в вузах получила наибольшее распространение – в той или
иной форме ею охвачены практически все вузы и абсолютное большинство младших
колледжей. Там же возник и первый самостоятельный консультативный центр (в
1932 г. в университете штата Миннесота).
Выделяют два направления в развитии образования – в
духе традиционного уклада его организации и в духе инновационной стратегии,
опирающейся на учет реальных перемен в характере общественного запроса к
личности.
Коррекционная работа – это система специальных приемов и мероприятий, направленных на
преодоление или ослабление недостатков развития личности. Термин появился в
конце XIX – начале XX в. и долгое время использовался применительно к
работе лишь с умственно отсталыми детьми. В отечественной педагогике это
понятие стало более широким: коррекционная работа направлена не только на
исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности учащегося.