Важнейшим фактором, определяющим эффективность
педагогического общения, является тип установки педагога. Под установкой
имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной
ситуации. Самому носителю собственные установки в большинстве случаев
представляются абсолютно правильными, и поэтому они чрезвычайно устойчивы и с
трудом поддаются изменению через внешние воздействия. Консерватизм и ригидность
установок усиливаются с возрастом. Исследователи выделяют два типа доминирующих
установок преподавателей по отношению к студентам: позитивная и негативная.
Своим происхождением учительская профессия
обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре
общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности,
назначение которой – подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения
их к ценностям человеческой культуры.
Проблема мотивации педагогической деятельности, как
и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной
из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных
исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора
педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.
Педагогическая деятельност ь – это профессиональная активность учителя, в которой с помощью
различных средств воздействия на учащегося реализуются задачи обучения и
воспитания (А.К. Маркова). В общем виде педагогическая деятельность – это
особый, многогранный и многоплановый вид деятельности, связанный с обучением и
воспитанием.
Совокупность профессионально обусловленных
требований к учителю определяется как профессиональная готовность к
педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны,
психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой –
научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.
Одним из важнейших требований, которые предъявляет
педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной
позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект
педагогической деятельности.
Усвоение является основным понятием всех теорий
обучения (учебной деятельности) вне зависимости от того, выделяется ли оно как
самостоятельный процесс или же отождествляется с учением.