Педагогическая организация самовоспитания является
одним из сильнейших воспитательных средств разностороннего развития личности
подростков и юношей в силу естественной опоры на их стремления и интересы.
Учащийся, ставящий себя в конкретном деле (или в ситуации общения) самозадачи
по развитию определенных сторон личности, становится более заинтересованным в
эффективном выполнении этого дела. Работа по активизации самовоспитания
– область педагогического творчества, углубленного познания и развития
стремлений и навыков каждого подростка. Самовоспитание постепенно подводит
учащегося к активизации и внутреннему принятию более широкого круга стремлений,
и в первую очередь стремлений культурных, развивает вкус к созданию собственной
личности. Такая педагогическая работа требует от руководителя деликатности,
высокого уважения к ребятам, завоевания их доверия. Например, нельзя разглашать
содержание дневников самовоспитания детей. В дневниках ребята дают искреннюю
самооценку своим качествам, о которой они не хотели бы оповещать других. Здесь
педагогическая тайна – закон для педагога, иначе он быстро лишится доверия и
вся работа пойдет насмарку.
В психологической и педагогической литературе
подростковый возраст представлен как наиболее проблематичный и противоречивый.
Основное противоречие коренится в желании подростка быть «как взрослый», иметь
полную свободу и самодеятельность, однако родители по-прежнему пытаются
удержать его в рамках своего контроля, как в детстве. Проблемы подростка
усугубляются изменениями гормонального фона его организма, тела и ощущений, что
вносит дополнительный вклад в неустойчивое поведение.
В период обучения в начальной школе
происходит дальнейшее становление и укрепление характера ребенка. Формирование
качеств характера связано с преодолением трудностей в предметной деятельности и
общении. При выборе вида деятельности для ребенка необходимо постепенно
переходить от простой интересной к менее интересной, но более ценной
деятельности; степень трудности при этом должна возрастать. Вначале
деятельность предлагают взрослые, а затем ребенок сам должен переходить к
свободному выбору.
Потребность в общении со сверстниками и взрослыми
делает становление ребенка в дошкольный период. В это время возникает
личностная форма общения, ребенок стремится обсуждать со взрослыми поведение и
поступки других людей и свои собственные с точки зрения общественных (или
нравственных) норм. Ради этой формы общения ребенок отказывается от
«партнерства» (чего обычно добивается от взрослых в других случаях) и
становится в позицию ученика. В общении со сверстниками для ребенка важен
положительный опыт сотрудничества и совместной деятельности.
Л. Колберг, продолжая эксперименты Ж. Пиаже,
предлагал детям разного возраста оценить моральные суждения и этические
представления. Предлагалось оценивать поступки героев и обосновать свои
суждения.
С социально-психологической точки зрения мораль –
известная форма социального поведения, вырабатываемая в интересах общества.
Эпоха кризисов – это эпоха кризиса морали.
Основная задача учителя – учить. Но воспитывать
– это тоже его задача. Но когда воспитывать, если он все время занят обучением:
с утра проводит уроки, после уроков проверяет тетради и готовится к завтрашним
урокам? Ответ: учитель воспитывает своих учеников в процессе обучения.
Воспитывать, обучая, и обучать, воспитывая, – вот профессиональное кредо
настоящего учителя. Проблема единства обучения и воспитания – это и есть
проблема воспитания в процессе обучения.
В процессе теоретического обоснования и объяснения
природы воспитания выделяют три основные парадигмы, представляющие определенное
отношение к социальным и биологическим детерминантам. Парадигма социального
воспитания (П. Бурдье, Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Фурастье) ориентируется на
приоритет социума в воспитании человека. Ее сторонники предлагают
корректировать наследственность с помощью формирования соответствующего
социокультурного мира воспитуемого.
Принципы воспитания в своем разнообразии могут
охватывать целесообразным влиянием всю жизнь детей и педагогов наряду с
педагогическим воздействием и взаимодействием. В жизни существует и
взаимодействие детей и педагогов, и противодействие, и сопротивление им, и
сопротивление авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребенка формируется
постепенно, в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому
педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только
принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного
действия на сознание и привычное поведение путем целенаправленного и духовного
насыщения всех областей детской жизни. Педагогом должно учитываться содействие
самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и
сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному
усвоению и приобретению духовных ценностей.