Программированное обучение – это обучение по заранее
разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и
педагога (или заменяющей его обучающей машины). Идея программированного
обучения была предложена в 50-е гг. ХХ в. американским психологом Б. Скинне-ром
для повышения эффективности управления процессом учения с использованием
достижений экспериментальной психологии и техники. Объективно программированное
обучение отражает применительно к сфере образования тесное соединение науки с
практикой, передачу определенных действий человека машинам, возрастание роли
управленческих функций во всех сферах общественной деятельности.
В основу общей теории программированного обучения положено
программирование процесса усвоения материала. Данный подход к обучению
предполагает изучение познавательной информации определенными дозами, являющимся
логически завершенными, удобными и доступными для целостного восприятия.
Общеучебные умения и навыки – это такие умения и навыки, которым соответствуют действия,
формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся
операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в
повседневной жизни.
Первый тип учения – он получил название «путем проб и
ошибок» – характеризуется неполнотой ориентировочной основы действия. Усвоение знаний
и умений при использовании ООД первого типа идет очень медленно, с
большим количеством ошибок. Действие, которое выполняется на основе умения,
сформированного таким путем, оказывается очень чувствительным к самым
незначительным изменениям условий его выполнения. Целесообразность подобного
действия относительна, поскольку оно содержит также и бесполезные операции. Оно
не является разумным, хотя в определенных границах может выполняться правильно.
Перенос на новые задания незначителен. Такой тип учения нехарактерен для
усвоения социального опыта, поскольку опирается на собственное открытие
деятелем необходимых ориентиров.
Эта концепция подходит кардинально иначе, чем в
классической психологии, к самому предмету психологии. И психическое развитие
рассматривает тоже несколько по другому, особенно что касается течения или хода
самого процесса развития.
Данная теория предполагает такое построение учебной
деятельности, при котором на основе внешних предметных действий, организованных
по определенным правилам, формируются знания, умения, навыки.
Применение знаний, умений и навыков –
важнейшее условие подготовки учащихся к жизни, путь установления связи теории с
практикой в учебно-воспитательной работе. Их применение стимулирует учебную
деятельность, вызывает уверенность учащихся в своих силах.
Непосредственными целями любого учебного предмета
являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными
умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками
происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют
соответствующие умения и навыки, т. е. указывают, как следует выполнять то
или иное умение или навык.
Основой усвоения знаний является активная
мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. Процесс
учебного познания складывается из нескольких этапов. Первым из них является восприятие
объекта, которое связано с выделением этого объекта из фона и определением его
существенных свойств. Этап восприятия сменяет этап осмысления, на котором
происходит усмотрение наиболее существенных вне– и внутрисубъектных связей и
отношений. Следующий этап формирования знаний предполагает процесс запечатления
и запоминания выделенных свойств и отношений в результате многократного их
восприятия и фиксации. Затем процесс переходит в этап активного воспроизведения
субъектом воспринятых и понятых существенных свойств и отношений.