УСВОЕНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ПРОДУКТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основой усвоения знаний является активная
мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. Процесс
учебного познания складывается из нескольких этапов. Первым из них является восприятие
объекта, которое связано с выделением этого объекта из фона и определением его
существенных свойств. Этап восприятия сменяет этап осмысления, на котором
происходит усмотрение наиболее существенных вне– и внутрисубъектных связей и
отношений. Следующий этап формирования знаний предполагает процесс запечатления
и запоминания выделенных свойств и отношений в результате многократного их
восприятия и фиксации. Затем процесс переходит в этап активного воспроизведения
субъектом воспринятых и понятых существенных свойств и отношений. Процесс
усвоения знаний завершает этап их преобразования, который связан либо с
включением вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта, либо с
использованием его в качестве средства построения или выделения другого нового
знания.
Знания могут усваиваться на разных уровнях:
– репродуктивный уровень – воспроизведение по
образцу, по инструкции;
– продуктивный уровень – поиск и нахождение
нового знания, нестандартного способа действия. Установление уровней усвоения
знаний в диагностике важно потому, что эти уровни оказывают влияние на качество
мышления, его шаблонность или нестереотипность, оригинальность.
И.Я. Конфедератов и В.П. Симонов выделяют следующие уровни
усвоения знаний, соотносимые с соответствующими этапами их усвоения: уровень
различения (или распознавания) предмета; уровень его запоминания; уровень
понимания; уровень применения.
Результатом прочного усвоения знаний является образование у
учащихся устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда
учащиеся умеют актуализировать и использовать полученные знания.
В практике обучения еще нередко средством формирования
умений и навыков служит изложение преподавателем большого по объему материала и
многократное повторение его учащимися. Однако перегрузка памяти различными
теоретическими и практическими знаниями и длительные упражнения по их
запоминанию не всегда ведут к прочным знаниям. Опора преимущественно на
механическое запоминание, без глубокого осознания закономерностей и
последовательности в системе усваиваемых знаний – одна из причин формализма в
обучении.
Запоминание и воспроизведение зависят не только от
объективных связей материала, но и от отношения личности к нему. На это
отношение влияют, в частности, заинтересованность ученика и значение, которое
имеет для него изучаемый материал. В определенных случаях непроизвольное
запоминание может оказаться более продуктивным, чем произвольное.
Учебный процесс должен быть организован так, чтобы у
школьников возникла потребность длительно сохранять усваиваемые знания и
формируемые умения и навыки, а также приемы их применения на практике.
Потребность в приобретении знаний, осознание их важности и
жизненной необходимости достигается в результате глубокого проникновения в
систему понятий и закономерностей каждой дисциплины, понимания логики науки и
путей использования знаний.