В педагогике принято выделять три основных типа обучения:
традиционное (или объяснительно-иллюстративное), проблемное и
программированное.
Каждый из этих типов имеет как положительные, так и
отрицательные стороны. Однако есть явные сторонники и того и другого типа
обучения. Нередко они абсолютизируют достоинства ими предпочитаемого обучения и
не в полной мере учитывают его недостатки. Как показывает практика, наилучшие
результаты можно достичь лишь при оптимальном сочетании различных типов
обучения. Можно привести аналогию с так называемыми технологиями интенсивного
обучения иностранным языкам. Их сторонники часто абсолютизируют преимущества суггестивных
(связанных с внушением) способов запоминания иностранных слов на
подсознательном уровне, и, как правило, пренебрежительно относятся к
традиционным способам преподавания иностранных языков. Но ведь правила
грамматики внушением не осваиваются. Они осваиваются давно отработанными и
ставшими теперь уже традиционными методиками обучения.
Сегодня наиболее распространенным является традиционный
вариант обучения. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века
тому назад еще Я.А. Коменским. Термин «традиционное обучение» подразумевает
прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в.
на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор
являющуюся преобладающей в школах мира.
Отличительные признаки традиционной классноурочной
технологии следующие:
– учащиеся приблизительно одного возраста и уровня
подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на
весь период школьного обучения;
– класс работает по единому годовому плану и программе
согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то
же время года и в заранее определенные часы дня;
– основной единицей занятий является урок;
– урок, как правило, посвящен одному учебному предмету,
теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
– работой учащихся на уроке руководит учитель: он
оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого
ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе
учащихся в следующий класс;
– учебные книги (учебники) применяются в основном для
домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные
каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками – атрибуты классно-урочной
системы.
Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за
короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся
усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их
истинности. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать
его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это
обучение также мало способствует развитию творческих способностей,
самостоятельности, активности. Учебно-познавательный процесс в большей степени
носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся
формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Кроме того,
отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным
индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между
фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний).