Знания
составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения
и навыки, умственные и практические действия; знания являются основой
нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения.
Учебные действия можно классифицировать по разным
основаниям. Например, в процессе решения каждой учебной задачи можно выделить
такую последовательность действий.
Обобщенность действия характеризует меру выделения
существенных для выполнения действия свойств предмета из других,
несущественных. Исследования показали, что обобщение идет не просто на основе
выделения общего в предметах – это необходимое, но еще недостаточное условие.
Обобщение всегда идет лишь по тем свойствам предметов, которые вошли в состав
ориентировочной основы действий, направленных на анализ этих предметов. Это
означает, что управление обобщением познавательных действий и входящих в них
знаний должно идти через построение деятельности обучаемых путем контроля за
содержанием ориентировочной основы соответствующих действий, а не путем лишь
обеспечения общности свойств в предъявляемых объектах. Случаи, когда обобщение
идет по общим, но несущественным признакам, объясняются следующим образом.
Важным компонентом и основной единицей учебной деятельности
является учебная задача, которая решается как акт выполнения деятельности и
«может считаться решенной только тогда, когда произошли заранее заданные
изменения в субъекте». Понятие «учебная задача» не надо путать с конкретной
задачей, решаемой на уроке по любому предмету, как, например, выполнение
упражнений по русскому языку при изучении орфографии или решение по математике
примеров на возведение в степень, извлечение корня или логарифмирование.
Учебная задача – определенно сформулированная
информационная система, в которой есть информационная несогласованность между
ее частями, что вызывает потребность в ее преобразовании и согласовании.
Большую значимость приобретает исследование таких широких
форм мотивации, которые, проявляясь в разных сферах деятельности
(профессиональной, научной, учебной), определяют творческое, инициативное
отношение к делу и влияют как на характер, так и на качество выполнения труда.
Одним из основных видов такой мотивации выступает мотивация достижения,
определяющая стремление человека выполнить дело на высоком уровне качества
везде, где есть возможность проявить свое мастерство и способности.
Принципиально важным является то, что мотивация достижения тесно связана с
такими качествами личности, как инициативность, ответственность, добросовестное
отношение к труду, реалистичность в оценках своих возможностей при постановке
задач и т. п.
Успехи в обучении и воспитании детей прямо зависят от
мотивации, т. е. наличия значимых и действенных стимулов к усвоению знаний
и приобретению определенных личностных качеств.
Слово «мотив» (от франц. «motif») означает «двигаю» и
понимается как побуждение человека к деятельности. С другой стороны, мотив –
это осознанная потребность. Потребность, в свою очередь, является источником
активности человека. Следовательно, мотив выражает направление его активности.
Мотивы связаны с целями, которые ставит человек.
Период старшего школьного возраста можно
охарактеризовать как начальную стадию физической зрелости. Завершается период
полового созревания, и старшие школьники уже готовы к достаточно большим
физическим и умственным нагрузкам.
В подростковом возрасте интеллектуальное развитие можно
ускорять по следующим направлениям.
1. Развивать понятийный строй мышления и речевой
интеллект. Этому способствует изучение риторики, которая формирует умение
планировать и составлять публичные речи, вести дискуссию и отвечать на вопросы.
2. Совершенствовать внутренний план действий,
становлению которого помогают специальные упражнения, направленные на то, чтобы
одни и те же реальные действия как можно чаще совершались не с предметами, a в
уме. Например, считать «про себя», а не на бумаге; находить пути решения задачи
«в уме». Можно ввести такое правило: пока решение не продумано «в уме», пока не
составлен план включенных в него действий и пока он не выверен на логичность, к
практическому решению приступать не следует. Если этим правилом пользоваться в
отношении всех предметов, то внутренний план действий будет формироваться
значительно быстрее.