Организация учебной деятельности. Прежде всего
следует заметить, что основными трудностями для детей, поступивших в школу,
являются режим, новые отношения и требования. В период адаптации важно
использовать дополнительные моральные стимулы к учебе (похвалу, поощрение и
т. п.) и по возможности свести до минимума наказания.
В старшем дошкольном возрасте происходит быстрый рост
и физическое развитие ребенка, развитие координации движений, крупной и
мелкой моторики рук. Ребенок все лучше начинает обращаться с карандашами,
пластилином, ножницами, движения его становятся более четкими, точными и
аккуратными. К концу дошкольного возраста рука ребенка практически готова к
обучению письму.
В дошкольный период происходит совершенствование восприятия,
памяти и мышления ребенка. В данный период ребенок легко обучается чтению и
письму и готовится к поступлению в школу. В этом возрасте открываются
возможности для развития когнитивных процессов, в частности восприятия
через усвоение сенсорных эталонов – чувственных свойств предметов, выделяемых
взрослыми при их восприятии ребенком и зафиксированных в языке с помощью
понятий.
Субъектом учебной деятельности ребенок становится с момента
поступления в школу.
Младший школьник как субъект учебной деятельности сам
развивается и формируется в ее рамках, осваивая новые способы умственных
действий и операций: анализ, синтез, обобщение, классификацию и др. Именно в
учебной деятельности осуществляются основные отношения младшего школьника с
обществом и в ней же формируются основные качества его личности (самосознание и
самооценка, мотивация достижения успехов, трудолюбие, самостоятельность,
представления о морали, творческие и другие способности) и познавательных
процессов (произвольность, продуктивность), а также его отношение к себе, к
миру, обществу, окружающим людям. Это общее отношение проявляется через
отношение ребенка к учению, учителю, товарищам, школе в целом. У младшего
школьника изменяется иерархия авторитетов: наряду с родителями значимой фигурой
становится учитель, и в большинстве случаев его авторитет оказывается даже
выше, поскольку он организует ведущую для младших школьников учебную
деятельность, является источником получаемых знаний.
Ранее отмечалось, что научение может происходить спонтанно,
неосознанно, нецеленаправленно, а учение предполагает активность субъекта.
Когда речь идет об активности, можно говорить о деятельности. В широком смысле
деятельность – это динамическая система взаимодействия человека с миром или
специфическая активность, направленная на удовлетворение потребности.
Человеческая деятельность включает в себя: потребность как неосознаваемое
состояние нужды в чем-либо, выступающее источником активности; мотив как
осознаваемую причину, лежащую в основе выбора действий и поступков; цель как
осознанный образ предвосхищенного результата, на который направлено действие
человека; задачу как данную в определенных условиях цель деятельности, которая
должна быть достигнута преобразованием этих условий.
Концепция обучения – это совокупность обобщенных
положений, системы взглядов, направленных на понимание сущности, содержания,
методики и организации учебно-воспитательного процесса и особенностей
деятельности обучающихся и обучающих в ходе его осуществления.
Учение – одна из основных форм деятельности
организма. По существу, учение едино, но эволюци-онно разрозненно и качественно
различно на разных эволюционных стадиях. В учении можно выделить очень много
аспектов (психологический, педагогический, социальный, антропологический,
кибернетический и т. п.).
Мерой эффективности научения может быть только деятельность.
Эффективность научения зависит от очень многих факторов, относящихся к
перцептивной, мотивационной, аффективной сфере, а также от состояний сознания.
Таким образом, на эффективность данного процесса влияют: развитость познавательных
процессов; умение взаимодействовать с другими; оптимальный уровень трудности и
доступности материала; сама ситуация, в которой происходит научение: ее
продуманность и подготовка; стимулирование успехов и предупреждение неудач;
стрессы, необычные состояния (например, алкогольное опьянение); опыт и знания,
которые могут и затруднять, и облегчать научение; память, эмоциональная и
мо-тивационная активность для обработки внешней информации.
Процесс развития организма и психики не во всех случаях
связан с научением: в него, например, не входят процессы и результаты, которые
характеризуют биологическое созревание организма, разворачиваются и протекают
по биологическим, в том числе генетическим, законам.