Ранее отмечалось, что научение может происходить спонтанно,
неосознанно, нецеленаправленно, а учение предполагает активность субъекта.
Когда речь идет об активности, можно говорить о деятельности. В широком смысле
деятельность – это динамическая система взаимодействия человека с миром или
специфическая активность, направленная на удовлетворение потребности.
Человеческая деятельность включает в себя: потребность как неосознаваемое
состояние нужды в чем-либо, выступающее источником активности; мотив как
осознаваемую причину, лежащую в основе выбора действий и поступков; цель как
осознанный образ предвосхищенного результата, на который направлено действие
человека; задачу как данную в определенных условиях цель деятельности, которая
должна быть достигнута преобразованием этих условий.
Учебной называют такую деятельность, в которой в качестве
ведущего мотива выступает познавательный интерес или психическое развитие
индивида. Учебная деятельность состоит из следующих основных звеньев:
учебной цели, способа исполнения, контроля и оценки. Структура учебной
деятельности может быть представлена следующим образом: познавательный мотив –
познавательная цель – познавательная задача – познавательные действия –
контроль – оценка.
Учебная деятельность представляет собой процесс, в
результате которого человек целенаправленно приобретает новые или изменяет
имеющиеся у него знания, умения, навыки, совершенствует и развивает свои
способности.
Учебная деятельность предполагает два взаимосвязанных
процесса: учение и обучение. Обучени е – это сознательный процесс,
предполагающий совместную деятельность учащегося и учителя. Когда говорят об
обучении, традиционно делают акцент на деятельности учителя. Учение как аспект
учебной деятельности больше связано с деятельностью ученика, его учебными
действиями, направленными на развитие способностей и приобретение необходимых
знаний, умений и навыков.
Стороны учебной деятельности:
Внешнюю сторону учебной деятельности составляют практические
действия учащихся с предметами, которые включены в учебный процесс (учебные
пособия, вспомогательные средства и др.).
Внутренняя сторона учебной деятельности представлена
внутренними умственными действиями и операциями, которые выполняет
ученик(восприятие, запоминание, мыслительная переработка информации,
воспроизведение материала).
Ориентировочная сторона учебной деятельности – это внешние и
внутренние действия, направленные на ознакомление с составом усваиваемых
знаний, умений и навыков и критериями научения.
Исполнительская сторона учебной деятельности характеризует
сам процесс усвоения и использования соответствующих знаний, умений и навыков.
Все стороны учебной деятельности связаны с разнообразными
учебными действиями и операциями.
Успешность учебной деятельности во многом зависит от
преобладания определенной мотивационной ориентации. В педагогической психологии
выделяются четыре вида мотивационных ориентаций учебной деятельности: 1) на
процесс (учащийся получает удовольствие от самого процесса решения учебных
задач, ему нравится искать разные способы их решения); 2) на результат (самое
главное для учащегося – полученные и усвоенные знания и умения); 3) на оценку
преподавателем (главное – получение в данный момент высокой или хотя бы
положительной оценки, что вовсе не является прямым отражением фактического
уровня знаний); 4) на избегание неприятностей (учение осуществляется в основном
формально, только чтобы не получать низких оценок, не быть отчисленным, не
вступать в конфликт с педагогом и администрацией учебного заведения).