Субъектом учебной деятельности ребенок становится с момента
поступления в школу.
Младший школьник как субъект учебной деятельности сам
развивается и формируется в ее рамках, осваивая новые способы умственных
действий и операций: анализ, синтез, обобщение, классификацию и др. Именно в
учебной деятельности осуществляются основные отношения младшего школьника с
обществом и в ней же формируются основные качества его личности (самосознание и
самооценка, мотивация достижения успехов, трудолюбие, самостоятельность,
представления о морали, творческие и другие способности) и познавательных
процессов (произвольность, продуктивность), а также его отношение к себе, к
миру, обществу, окружающим людям. Это общее отношение проявляется через
отношение ребенка к учению, учителю, товарищам, школе в целом. У младшего
школьника изменяется иерархия авторитетов: наряду с родителями значимой фигурой
становится учитель, и в большинстве случаев его авторитет оказывается даже
выше, поскольку он организует ведущую для младших школьников учебную
деятельность, является источником получаемых знаний.
Подросток как субъект учебной деятельности характеризуется
тем, что для него она перестает быть ведущей, хотя и остается основной, занимая
большую часть его времени. Для подростка ведущей становится общественная
деятельность, осуществляемая в рамках других видов деятельности:
организаторской, культурной, спортивной, трудовой, неформального общения. Во
всех этих видах деятельности подросток стремится утвердить себя как личность,
стать общественно значимым человеком. Он принимает на себя разные социальные
роли, учится строить общение в разных коллективах с учетом принятых в них норм
взаимоотношений. Учебная деятельность становится для подростка одним из видов
осуществляемой активности, способных обеспечить его самоутверждение и
индивидуализацию. Подросток проявляет себя в учебе, выбирает одни средства и
способы ее осуществления и отвергает другие, предпочитает одни учебные предметы
и игнорирует другие, определенным образом ведет себя в школе, стремясь обратить
на себя внимание в первую очередь сверстников, добивается более равноправной
позиции в отношениях с учителями. Таким образом он утверждает себя, свою
субъектную исключительность и индивидуальность, стремясь чем-то выделиться.
Старшеклассник как субъект учебной деятельности специфичен
тем, что он уже сделал определенный выбор продолжить учение. Его социальную ситуацию
развития характеризует не только новый коллектив, возникающий при переходе в
старшие классы или среднее специальное учебное заведение, но и главным образом
направленность на будущее: на выбор профессии, дальнейшего образа жизни.
Соответственно, в старших классах важнейшей для учащегося становится активность
по поиску ценностных ори-ентаций, связанная со стремлением к автономии, правом
быть самим собой, личностью, отличающейся от окружающих, даже самых близких.
Старшеклассник сознательно задумывается над выбором
профессии и, как правило, стремится принимать решение об этом сам. Данное
жизненное обстоятельство в наибольшей степени определяет характер его учебной
деятельности: она становится учебно-профессиональной.