Наблюдение –
основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в
педагогической практике в целом) эмпирический метод изучения человека. Под наблюдением
понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое
восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения
называются описанием поведения объекта.
Исторически сложилось так, что разработка теории
обучения и воспитания долгое время была прерогативой только педагогики. Первая
педагогическая книга по теории обучения Я.А. Коменского «Великая дидактика»
была написана еще в XVII в. (1633–1638), а психология как самостоятельная
наука сложилась гораздо позже, на рубеже XIX–XX вв., т. е. более чем
на четверть тысячелетия позже. Зародившаяся новая наука не сразу могла взяться
за изучение проблем обучения, и лишь в 1-й четверти XX в. начались
психологические исследования в этой области.
Термином «педагогическая психология»
обозначаются две разные науки. Одна из них – это базовая наука, которая
является первой ветвью психологии. Она изучает природу и закономерности
процесса учения и воспитания. Под таким же термином – «педагогическая
психология» развивается и прикладная наука, цель которой – использовать
достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической
практики. За рубежом эту прикладную часть психологии часто называют школьной
психологией.
Начало развитию педагогической теории положил
фундаментальный труд Я.А. Коменского «Великая дидактика», увидевший свет в
1657 г. Но лишь в конце XIX в. педагогическая психология начала
оформляться как самостоятельная наука. Весь путь ее становления может быть
представлен тремя длительными этапами.